022017_1

театральный костюм и декорации. Иван Билибин

teatr_c19 copy.jpg


театральный костюм
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), увлеченный русской стариной, подробно и тщательно изучал народный костюм. В начале века он совершил поездку по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям, где зарисовывал и фотографировал памятники деревянного зодчества и предметы домашнего обихода. Привезенные Билибиным из северных деревень сарафаны и душегреи, шитые золотом и серебром, расписанные ковши и прялки, резные ларцы и солоницы, набойки и вышивки легли в основу коллекции будущего Музея этнографии. О народном творчестве Билибин написал ряд статей - "Народное творчество Севера", "Остатки искусства в русской деревни". Национальному костюму была посвящена статья "Несколько слов о русской одежде в 16-17 веках", написанная в 1909 году.

Свое глубокое знание русского костюма Билибин блестяще проявил, иллюстрируя народные сказки и создавая эскизы к театральным постановкам. Работа над театральным костюмом проходила две стадии, сначала художник делал набросочный рисунок, носящий скорее утилитарный характер. Затем он приступал к главному эскизу, в котором был особенно внимателен к деталям, подчеркивая крой одежды. Обычно рисунок сопровождался многочисленными графическими и словесными комментариями, где Билибин давал подробные указания портному и бутафору, в специальных схемах он показывал, как меняется костюм при движении, какие детали видны из партера, а какие с верхних ярусов. В 1910 году И.Я. Билибин также тщательно исполнил два парных эскиза "Девица" и "Молодец", предназначенных для балетной сюиты "Русские пляски", в которой блистали известные танцовщики Анна Павлова и Михаил Мордкин. На эскизе мужского костюма перед нами предстает молодой человек со светлыми волосами и голубыми глазами. Его наряд состоит из традиционных для праздничного русского костюма составляющих. Шелковый персикового цвета зипун и зеленый суконный кафтан расшиты золотистой тесьмой и жемчугом. Главным украшением всего мужского костюма являются яркий кушак с кистями и круглая шапка, отделанная мехом и драгоценными каменьями. Столь пышный и богатый наряд мог принадлежать только знатному молодцу.

Эскизы к "Русским пляскам" написаны в сдержанной манере, не свойственной для Билибина, он использует жесткий контур и локальные цвета. Персонажи выглядят статичными с медленными жестами и едва заметными поворотами голов, что подчеркивает обстоятельность и неторопливость русского национального характера. Билибин в своей статье о русском костюме с восхищением писал: "Был ли красив этот костюм? Он был великолепен. Бывает красота движения и красота покоя. Взять хотя бы наш русский танец. Мужчина пляшет, как бес, охватывая головокружительные по быстроте коленца, лишь бы сломить величавое спокойствие центра танца - женщины, а она почти стоит на месте, в своем красивом наряде покоя, лишь слегка поводя плечами".

teatr_c (1)17 copy.jpg


teatr_c18 copy.jpg
teatr_c19 copy.jpg

И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911


Иван Билибин
Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «КнязьИгорь». 1934


театральные декорации
Наибольшую известность Билибин приобрел как художник русских сказок. Так случилось, что именно иллюстрации к сказкам оказались самыми растиражированными и знаменитыми работами художника. По заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин иллюстрировал сюжеты таких сказкок, как "Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк", ";Василиса Прекрасная" , "Перышко Финиста Ясна Сокола", "Царевна-Лягушка", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Он также создал графические серии по русским былинам: "Вольга и Микула", "Добрыня Никитич", "Илья Муромец", иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" и "Сказке о Золотом петушке" А.С. Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за ним утвердилась слава первого на Руси художника книги. Много позднее, характеризуя творческую манеру художника, известный искусствовед и книговед Алексей Сидоров писал: "Билибин с самого начала усвоил себе особую плоскостную систему рисунка и всей композиции, в основе своей его работы, скорее всего, по примеру северных, норвежских или финских художников, содержат мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву".

Художник разработал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, особый "билибинский стиль" книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента. "Билибинский стиль", с его образами и выразительными средствами, сформировался в начале 20 века, неотделим от искусства того времени. Стремление художников "Мира искусства" к возрождению высокой культуры прошлого, к созданию на ее основе нового "большого стиля" обогатило искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовало развитию его "нестанковых" видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Еще в абрамцевском кружке русские художники стали обращаться к произведениям народного и древнерусского искусства. Книга и театр оказались теми областями, где можно было достичь наибольшего синтеза современных и традиционных форм в искусстве.




000920031
Билибин И.Я. – У дворца Дадона.
Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова “Золотой петушок”.
Опера Зимина. 1909. Ист. Пожарская М.Н.
“Русское театрально-декорационное искусство конца XIX




Билибин И.Я. – Декорации и костюмы для спектакля “Действо о Теофиле” Рютбефа.
Старинный театр. 1907.
Фото. Ист. Пожарская М.Н.
“Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала


В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова. Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям "Действо о Теофиле" Рютбефа (1907), "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега и "Чистилище св. Патрика" П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, "Честь и месть" Ф.К. Сологуба (1908) – для театра "Лукоморье", к операм "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова (1908-1909) и "Аскольдова могила" А.Н. Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С.И. Зимина, "Руслан и Людмила" М.И. Глинки (1913) и "Садко" Н.А. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. В 1908-1909 гг. он участвовал в оформлении оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского и танцевальной сюиты "Пир" для антрепризы С.П. Дягилева в Париже. В 1907 году Билибин выставил в Париже и Лондоне целый ряд иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, затем участвовал в выставках в Праге, Вене, Венеции, в 1910 году – на международной выставке.

В 1927-1931 гг. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: "Сказка о царе Салтане" (1929) и "Царская невеста" (1930) Н.А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А.П. Бородина (1930), "Борис Годунов" М.П. Мусоргского(1931). В 1931 г. он оформил балет "Жар-птица" И.Ф. Стравинского в постановке М.М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе.



















Справочная информация
Анна Павловна Павлова (1881-1931) - одна из величайших балерин 20 в. Родилась в Петербурге 31 января (12 февраля) 1881, в 1891 поступила в Петербургское театральное училище. Сразу после выпуска (1899) дебютировала на сцене Мариинского театра. Ее талант быстро получил признание, она стала солисткой, а в 1906 была переведена в высший разряд - примы-балерины. В том же году Павлова связала свою жизнь с бароном В.Э.Дандре. За пределы России Павлова впервые выезжала на гастроли в 1907 и 1908, выступая в разных городах Северной Европы. Она участвовала в спектаклях дягилевского "Русского балета" в 1909 в Париже и в 1911 в Лондоне, а в США появилась в первый раз с собственной труппой на сцене "Метрополитен-опера" (1910).Последнее выступление Павловой в России состоялось в 1913, затем она обосновалась в Англии и гастролировала с собственной труппой по всей Европе, а также в Северной и Южной Америке, Индии, Индонезии, в странах Востока, в Африке, Австралии и Новой Зеландии. Мордкин Михаил Михайлович (1880-1944) - артист балета, балетмейстер, педагог. В 1900-1918 танцевал в Большом театре. Участник Русских сезонов. В 1910-1911 гастролировал с А. П. Павловой и собственной труппой в США и Великобритании. С 1924 жил и работал в США, где в 1926 создал труппу (с 1927 "Балет Мордкина"). В репертуаре многих трупп мира идет балет "Тщетная предосторожность" П. Гертеля в его постановке.

Зипун - мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Его надевали поверх рубахи под кафтан. Вероятно, в боярском костюме этого периода зипун играл роль современного жилета.

Кафтан - верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с борами, кучерской, немецкий или разрезной сзади, короткий или полукафтан, сибирка, прямой или кафтанчик, казачий, казакин.

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5
источник 6
источник 7


Posts from This Journal by “краски Билибина” Tag

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter
Мой любимый художник-иллюстратор.
а мне любопытен своей увлеченностью и внутренней свободой....