022017_1

рекламный плакат. 12 историй



Пьер Боннар, плакат «Французское шампанское»
1891 г. 60 x 80 см. Национальная библиотека Франции, Париж.

Рекламный плакат «Французское шампанское»- первая серьезная работа Пьера Боннара - привел в восторг все парижское арт-сообщество и открыл художнику дорогу в большое искусство.
Но, несмотря на это на протяжении многих лет в богемной среде отношение к художнику оставалось неоднозначным и противоречивым. Так, Пабло Пикассо вообще не считал картины Боннара живописью, а Тулуз-Лотрек и Анри Матисс, напротив, восхищались его стилем.

Особенностью Боннара, как живописца, было то, что почти все свои картины он писал не с натуры, а по памяти. Об этом свидетельствует история, согласно которой, отправившись в Италию на этюды. Боннар не взял с собой ни мольберта, ни кистей. Изумление своих спутников, художник разрешил скромным ответом: «Я приехал наблюдать». Сегодня «результаты наблюдений» Пьера Боннара являются значительным культурным наследием и украшают лучшие арт-галереи и частные коллекции всего мира.

Знал бы Эжен Боннар, что у его сына Пьера влечение к рисованию перерастет в дело всей жизни, и сделает его знаменитым не только в родной Франции, вряд ли бы он настаивал на получении им юридического образования.

Благо, воля отца ограничивалась одними уговорами, и когда молодой художник в 1889 году выигрывает конкурс от известнейшей фирмы «Франс-Шампань» на создание афиши, рекламирующей один из самых «французских» напитков, Эжен Боннар проявлял радость громче всех.

Сам плакат появился на улицах Парижа в 1891 году, и уже то, что он был положительно отмечен Тулуз-Лотреком и Феликсом Фенеоном, говорило о многом. Столичной публике тоже понравилась работа Боннара.

Вместе с признанием и восхищением арт-сообщества, открывалась дорога в мир большого искусства, но она оказалась довольно извилистой и обильно устланной множеством испытаний.


Обри Бердслей, рисунок для пригласительного билета «Дамского гольф-клуба», 1894

Обри Бердслей никогда не посещал художественную школу, не написал ни одной большой картины, ни разу не устроил персональной выставки работ. Он всего пять лет занимался творчеством,
но за это время сделал невозможное - разрушил традиционные представления о графике и предложил миру свой взгляд на искусство.

Агрессивные, откровенные, порочные образы, созданные Бердслеем, приводили его современников в оцепенение. Благонравная Англия с чопорными представлениями о морали была шокирована появлением работ Бердслея, иллюстрирующих произведения таких скандальных авторов, как Оскар Уайльд, Томас Мэллори, Эдгар По. На художника посыпались публичные обвинения в изощренном разврате. Несмотря на это блестящая техника мастера оставила яркий след в истории искусства и рекламы эпохи «модерн».

Общественная истерия по поводу безнравственности прошла, а нам в наследство остались ярчайшие, лаконичные, полные внутреннего трагизма образы, созданные рукой великого графика.

Бердслей был внештатным иллюстратором в журналах, делал рисунки для сочинений Уайльда, легенд о короле Артуре, греческих драм и острот 18-го века. Он рисовал портреты, разрабатывал дизайн афиш и даже… швейных машинок. Время от времени художник изображал гермафродитов и уродов. Как заметил редактор в 1895 году, Бердслей «страстно хочет удивить публику чем-то неожиданным».

«Отец художника, Винсент, работал в канцелярии лондонской пивоварни, а мать была гувернанткой, преподавала французской и игру на фортепиано. Семья постоянно кочевала из одних меблированных комнат в другие…» — уточненные детали биографии Бердслея изложены в двухтомном издании Aubrey Beardsley: A Catalogue Raisonné .



Теофиль Александр Стейнлен, афиша кабаре Chat Noir («Черная кошка»), 1928

Художник, скульптор, иллюстратор и один из самых ярких плакатистов XIX-XX вв. Теофиль Стейнлен широко известен по постерам, рекламирующим молоко, шоколадные конфеты, велосипеды и многое другое.

Заслуга Стейнлена как рекламиста заключалась не только в оригинальной технике, но и в том, что он первым стал использовать в качестве рекламных персонажей не роскошных красоток, а очаровательных кошек.

Самая первая и, пожалуй, самая знаменитая кошка Стейнлена появилась на афише парижского кабаре «Черная кошка», открытого художником Родольфо Салисом в 1881 на Монмартре. В заведении был открыт художественный салон и варьете с запрещенным тогда фортепиано. «Черная кошка» была так популярна у богемы, что вскоре в других странах стали появляться подобные кабаре: «Четыре кота» в Барселоне, «Беспризорные кошки» в Санкт-Петербурге. В 1897 году к большому разочарованию артистической общественности это необычное кафе, в котором можно было запросто пообщаться с самыми известными людьми Парижа, перестало существовать. Но оно, несомненно, обогатило художественное наследие эпохи «арт-нуво» замечательной афишей Теофиля Стейнлена.



Пабло Пикассо, Меню кафе Четыре кота/Menu of Els Quatre Gats, 1900

На рубеже XIX -XX веков в Европе новые художественные стили, неожиданные выразительные средства и смелые идеи зарождались в пылу горячих споров молодых художников, музыкантов и поэтов, проводивших часы, дни и недели за столиками маленьких, уютных кафе.

Одним из таких «арт-клубов», полюбившихся богемной публике и очень быстро завоевавших славу культового места стало кафе Els Quatre Gats , открытое в конце XIX века в Барселоне.

Среди постоянных посетителей этого заведения часто можно было встретить молодого и никому не известного художника - Пабло Пикассо.

Первым серьезным заказом Пикассо стала разработка дизайна меню для Els Quatre Gats. А спустя год здесь состоялась его персональная выставка. Гости Барселоны и сегодня могут зайти Els Quatre Gats, чтобы открыть меню, созданное самим Пабло Пикассо, заказать чашечку черного кофе и на время погрузиться в атмосферу творчества, которую до сих пор сохранило это удивительное место.


Тулуз-Лотрек А. Реклама кабаре "Японский диван". 1892-1894

Потомку древней аристократической фамилии, появившемуся на свет в родовом замке Боек в Альби, было уготовано блестящее научное будущее. Но судьба распорядилась по-другому. И как оказалось, не напрасно...

Став выдающимся художником эпохи «арт-нуво», Тулуз-Лотрек оставил в наследство более 600 живописных работ и литографий, и тысячи рисунков. Сегодня цены на его работы продолжают расти и достигают десятков миллионов долларов.

рекламный плакат «Мулен Руж»

Одна из самых знаменитых афиш Лотрека - рекламный плакат кабаре Divan Japonais - написана в 1892 году.

На этой афише, созданной в свойственной художнику манере, стерта грань между зрительным залом и миром стороннего наблюдателя. Главную героиню - певицу Иветт Гильбер -Тулуз Лотрек не только поместил в угол плаката, но и вовсе «лишил головы».
Зато на передний план художник выдвинул в качестве зрительницы известную танцовщицу Джейн Авриль, а роль фата на плакате «сыграл» критик и поэт Эдмон Дюжарден.

"Мастера французской афиши" в ГМИИ им. А.С.Пушкина


Жюль Шере, рекламный плакат «Бал в Мулен Руж», 1892/b>

Благодаря Жюлю Шере на смену скучным и однообразным рекламным сообщениям, содержащим текстовые предложения, пришла яркая визуальная реклама, а стандартные уличные плакаты превратились в истинно художественные произведения. За долгую жизнь Шере создал тысячи плакатов и афиш, рекламирующих все, что было необходимо его современникам: от светских мероприятий до автомобилей. Именно ему принадлежит авторство афиши, сообщающей об открытии кабаре «Мулен Руж» и первые работы для мюзик-холла «Фоли Бержер».

Открыв совершенно новое поле деятельности для многих художников, Шере стал предвестником «золотого периода» французского плаката, которым считается время с 1880 по 1890 год. Уже в то время коллекционеры ни перед чем не останавливались, чтобы добыть новую афишу Шере: их срывали со стен, покупали у расклейщиков. А выставки плакатов открывались чуть ли не в каждом городе


Альфонс Муха, рекламный плакат сигарет «Job», 1896

«Абсолютное отсутствие таланта» - такое резюме получил Альфонс Муха, проваливший экзамены в Парижскую Академию изящных искусств. Кто мог предположить, что через несколько лет имя чешского художника станет символом эпохи «арт-нуво», а новый стиль в изобразительном искусстве почитатели будут называть «стилем Мухи». Рекламные плакаты для шампанского Ruinart, сигаретной бумаги «Джоб», детского питания Nestle, велосипедов Perfecta - сегодня Альфонс Муха известен не только как великий художник, родоначальник стиля «сецессион», но и как мастер, поднявший жанр плаката до уровня высокого искусства. Он стал одним из первых художников, оценивших рекламное воздействие красивой женщины, изображенной на плакате.

А самой знаменитой моделью Мухи стала Сара Бернар, заключившая с художником эксклюзивный контракт на 6 лет. Живя в Париже и отдавая должное рекламной деятельности, Альфонс Муха оставался патриотичным чехом и был одержим «славянской идеей». Отчасти именно поэтому после образования в 1918 году республики Чехословакия, Альфонсу Мухе было поручено изготовление эскизов почтовых марок, денежных знаков и государственного герба страны.


Михаил Врубель, плакат «Выставка работ 36-ти художников», 1901

Критики до сих пор не могут придти к единому мнению о направлении, в котором работал Врубель.

Но в том, что он оказал огромное влияние практически на всех крупных художников и на все авангардные течения XX века, не сомневается никто. Долгое время художник оставался непонятым, непризнанным, неоцененным.

В воспоминаниях Коровина о Врубеле даже упоминается случай, когда художник пытался расплатиться за обед в ресторане своим рисунком, но получил возмущенный отказ. Кстати, эта работа - этюд к «Восточной сказке» - сегодня украшает коллекцию Русского музея.

Как личность, буквально одержимая творчеством, Михаил Врубель совершал странные, порой необъяснимые поступки. Так, однажды, вернувшись с циркового представления, художник полностью смыл изображение Христа на уже проданном полотне «Моление о чаше» и изобразил на холсте черноглазую циркачку. Заказчикам он объяснил это тем, что просто не мог ее не написать, а чистого холста под рукой не оказалось. Вместо почти законченного портрета своей жены он изобразил Пана, а вместо заказанного портрета Мамонтова написал портрет гадалки.


Валентин Серов, афиша-плакат «Русских сезонов» в Париже, 1909

Помимо огромного вклада в национальное художественное достояние XX века Валентин Серов оказал серьезное влияние на развитие русского театра.

Его эскизы для постановок Мариинского театра и «Русских сезонов» стали классикой театральной живописи. Благодаря участию художника в создании афиш и декораций к «Русским сезонам» С.П. Дягилева, русский балет заявил о себе как цельное арт-явление, сочетающее театральное и изобразительное искусство. И далеко не всегда было очевидно, «которое из искусств является важнейшим»...

Так, афиша Серова к балету «Сильфида» сыграла неожиданную роль в создании мифа об Анне Павловой, ставшей олицетворением достижений русского балета начала XX века. Саркастично настроенные критики даже замечали, что портрет Анны Павловой вызывал куда больше откликов, чем сама балерина. Но ведь в этом и есть смыл рекламного плаката, не правда ли?


Иван Билибин, плакат акционерного общества «Новая Бавария», 1903

Потомок калужских купцов, художник и иллюстратор русских сказок и былин, Иван Билибин во всех своих работах старался подчеркнуть национальный колорит. В те времена на придворных балах и в великосветских салонах Петербурга и Москвы на смену строгому классицизму пришла мода на старорусский стиль.

Поэтому художник, умеющий виртуозно выразить самую суть старинной русской культуры, был очень популярен и горячо любим светским обществом. Крупные производители нередко заказывали у столичной знаменитости рекламные афиши своих товаров. Самой известной стала афиша акционерного общества «Новая Бавария», которое благополучно существует и по сегодняшний день, но уже под другим, известным всем названием - «Игристые вина».


Казимир Малевич, афиша к кинофильму Фрица Ланга «Доктор Мабузо», 1925

Казимир Малевич успел попробовать себя в стиле авангардизма, абстракционизма, кубизма, футуризма и, наконец, стал родоначальника супрематизма. Но помимо общепризнанных художественных шедевров, таких, как «Черный квадрат», в галерее Малевича нашлось место и шедеврам рекламным. И одним из самых известных произведений, созданных в целях рекламы, стал плакат к кинофильму немецкого режиссера Фрица Ланга «Доктор Мабузо».

Эта работа отлично характеризует авангардный взгляд художника на новый вид искусства XX века. Казимир Малевич был убежден в том, что кинематограф, равно как и живопись, должен быть беспредметным, поэтому создал киноафишу, красноречиво подтверждающую его теорию «чистого кино». Премьера «Броненосца Потемкина» в Большом театре СССР была сделана по сценарию Малевича, где после заключительных кадров фильма, на авансцену, разрезая занавес, выдвигался настоящий нос легендарного корабля.


Нико Пиросмани, вывеска «Холодное пиво»

Тифлисский художник-самоучка Нико Пиросмани удостоился великой чести: его работы стали не только грузинским национальным достоянием - в некотором смысле святыней культуры - но и приобрели мировую славу.

Давно превратившись в самостоятельный бренд, его имя стало визитной карточкой лучших художественных галерей, украсило вывески ресторанов и сорта лучших вин.

Судьба художников полна легенд и загадок. Чего стоит только легенда о том, что любовь бедного художника Нико Пиросмани к кафешантанной певичке Маргарите де Севр легла в основу знаменитого хита 80-ых про «миллион алых роз». Да и сама история про простого маляра, ставшего знаменитым живописцем, больше похожа на легенду.

Кстати, первой «выставкой» художника, по шутливому свидетельству современников, считаются привокзальные кварталы Тифлиса, где вывеска практически каждого заведения была изготовлена в мастерской Нико Пиросмани.

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5
источник 6
источник 7
источник 8
источник 9

источник 10


Posts from This Journal by “афиша - плакат” Tag

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter
ой, и правда ведь...а я же ни сном, ни духом))) вечно пропускаю самое интересное)))