022017_1

скотч, акваланг, шрифт для слепых, консервы и другие полезные вещи


1795. Французское правительство установило премию в 12 тысяч франков за изобретение способа длительного хранения пищевых продуктов с целью снабжения ими армии.

Консервы

Метод консервирования еды придумал французский кондитер Николя Франсуа Аппер в 1804 году. В 1810 году он получил за это премию в 12 тысяч франков. История этой премии окружена мифами: некоторые источники утверждают, будто награду за изобретение способа хранения еды в военных походах пообещал сам Наполеон и он же лично вручил ее Николя Апперу. В действительности награду присудил министр внутренних дел Жан Пьер де Монталиве. Метод Аппера заключался в следующем: еду помещали в стеклянные бутылки с широким горлом и герметизировали с помощью сургуча. После этого бутылки кипятили, убивая тем самым бактерий.


Работницы консервного завода в городе Рошель, штат Иллинойс. США, 1942 год
© Library of Congress, Prints & Photographs Division, FSA / OWI Collection


В книге Аппера «L’art de conserver toutes les substances animales et végétales» («Искусство сохранения животных и растительных продуктов») приводятся многочисленные хвалебные письма французских адмиралов к изобретателю. Еда в стеклянных бутылках плохо подходила для армейских нужд, но эта проблема очень быстро решилась, и выиграла от этого не французская, а английская армия. Французский изобретатель Филипп де Жирар придумал консервировать еду в металлических банках. Однако патент на свое изобретение он получил в Англии — на имя англичанина Питера Дюранда. В 1812 году Жирар продал право на изобретение другому англичанину — Брайану Донкину, который наладил производство и начал поставлять консервированные мясо и овощи британским военным в огромных количествах. У российской армии был шанс перейти на консервы почти без отставания: уже в 1813 году инженер и ученый Василий Каразин пытался убедить военное командование в важности этого изобретения, но не преуспел. Первый консервный завод появился в России только в 1870 году. В США патент на изготовление консервов зарегистрирован в 1825 году, но индустрия развивалась слабо вплоть до начала Гражданской войны. Со временем США стали мировым лидером по производству консервов.

Акваланг


Жак Ив Кусто с аквалангом в фильме «Мир тишины». 1956 год
© The Granger Collection / ТАСС


Поиск способов дышать под водой начался во второй половине XIX века, однако все предлагаемые устройства создавали опасность для здоровья погружающихся. В 1939 году американский офицер военно-медицинской службы Кристиан Ламбертсон запатентовал дыхательный аппарат, предназначенный для ведения боевых действий под водой. (сперва его назвали именем изобретателя, а потом переименовали в SCUBA (Self-contained Underwater Breathing Apparatus, «автономный аппарат для дыхания под водой»). Правда, он также был небезопасным — ныряльщики часто получали кислородное отравление. Первое по-настоящему надежное и безопасное устройство, которое уже получило название «акваланг» (aqua-lung, «водяное легкое»), придумали французы Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян
в 1942–1943 годах: когда во время оккупации Парижа немцы реквизировали автомобильное топливо, инженер Эмиль Ганьян смог изобрести регулятор для подачи бытового газа в карбюратор и, с подачи Кусто, адаптировать его к аппарату для ныряния.

Клейкая лента


Лунный вездеход экспедиции «Аполлон-17». Фотография астронавта Харрисона Шмитта. 1972 год
Крыло правого колеса сделано из четырех карт местности, скрепленных клейкой лентой.
© NASA


Современная клейкая лента появилась во время Второй мировой войны благодаря матери двух офицеров флота США — Весте Стаудт. Желая хоть чем‑то помочь своим сыновьям на фронте, она обратила внимание правительства, что лента, которой склеивают коробки с патронами, никуда не годится: ее приходится снимать с помощью ножа или зубов. Время, которое тратят солдаты на возню с лентой, иногда стоит им жизни. В 1943 году госпожа Стаудт написала письмо президенту Рузвельту, где изложила свою идею клейкой ленты, после чего Управление военного производства поручило ее разработку компании «Джонсон и Джонсон». Так появилась новая лента — с одной стороны клейкая, а с другой прочная и водонепроницаемая. Лента стала невероятно популярной среди военных: с ее помощью чинили все — от ботинок и сумок до самолетов. Преимущество изобретения состояло и в том, что ленту было так же легко снять, как и наклеить, — для этого не требовалось никаких дополнительных инструментов. После войны клейкая лента нового типа стала популярной среди гражданского населения, потому что идеально подходила для быстрого ремонта.

Шрифт Брайля


Чтение с помощью шрифта Брайля
© Landov / ТАСС


Француз Луи Брайль изобрел шрифт, который используется незрячими всего мира для чтения, в 1824 году — ему тогда было 15 лет. Он потерял зрение в три года в результате несчастного случая и учился в Париже в специальной школе для слепых, где однажды выступал Шарль Барбье — разработчик так называемого ночного письма. Изобретение Барьбе использовалось военными и дипломатами. Для такого письма не требовалось обычных письменных принадлежностей, которые не всегда удобны в походах. Донесения можно было читать на ощупь, не зажигая огня и не привлекая внимания. К тому же записки, написанные «ночным письмом», могли разобрать только те, кто владел им, так что шрифт использовался для конфиденциальных донесений. Сообщение накалывали на бумаге выпуклыми точками, которые легко было различить кончиками пальцев. Подобные техники существовали и раньше, но в прежних вариантах использовались обычные буквы, которые печатались выпуклыми. Брайль же значительно улучшил систему предшественника: изобретенный им шрифт позволял умещать на странице гораздо больше букв.
Скорая помощь

Первым прототипом скорой помощи можно считать систему, которая появилась в VI веке в Византии, — ее устройство описал император Маврикий в своем труде «Искусство войны». Каждый отряд пехотинцев сопровождали всадники, которые держались в нескольких десятках метров позади сражения. Раненый солдат пробирался к всадникам и c помощью специальных приспособлений забирался на лошадь. После этого всадник быстро доставлял раненого к медицинским шатрам и получал золотую монету за каждую спасенную жизнь. Больных переносили и раньше, но именно система, описанная Маврикием, объединяет идеи, позволяющие назвать ее прототипом скорой помощи: больному помогают сразу после травмы, немедленно отправляют к врачам, для перевозки выделяют специальный транспорт. И все‑таки историю современной скорой помощи принято отсчитывать с эпохи Наполеоновских войн, а ее изобретателем следует считать французского военного хирурга Жана Доминика Ларрея.


Устройство для перевозки раненых. Рисунок из книги «Мемуары о военной хирургии и военных кампаниях» Жана Доминика Ларрея. 1812–1817 годы
© Bibliothèque nationale de France



Устройство для перевозки раненых. Рисунок из книги «Мемуары о военной хирургии и военных кампаниях» Жана Доминика Ларрея. 1812–1817 годы
© Bibliothèque nationale de France


Во времена Ларрея правила предписывали госпиталям держаться на расстоянии трех миль от поля боя. Раненых собирали в удобной точке, и туда же отправлялся полевой госпиталь. Помощь часто приходила только через сутки, так что многие умирали, не дождавшись врачей. К идее новой системы оказания помощи раненым Ларрея подтолкнула сравнительно небольшая битва под бельгийским городком Лимбургом в 1792 году. Из‑за недостатков медицинской службы большинство раненых французов остались умирать на поле боя. Тогда Ларрей предложил командованию свой план реформирования: создать «летучие госпитали» наподобие недавно появившихся во французской армии отрядов летучей артиллерии. Медицинские бригады шли вместе с армией и высылали фельдшеров с легкими повозками прямо на поле сражения, где они оказывали первую помощь на месте. Только после этого раненых отвозили к госпиталям, где они получали более серьезное лечение.

источник 1
источник 2
источник 3


Posts from This Journal by “история в кадрах” Tag

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter