кумарин

content_Trefle Incarnat p.jpg
Флакон духов Le Trèfle Incarnat фирмы L.T. Piver. Конец XIX века
© Musée International de la Parfumerie, Grasse


В любовном стихотворении Алексея Лозины-Лозинского, поэта Серебряного века с тра­ги­ческой биографией, упоми­наются духи Le Trèfle Incarnat (бук­вально — «пунцовый клевер»):

…Что все ее горе от скуки,
Что просто она холодна,
Но любят ее, ее руки
Духи ее Trèfle Incarnat.

Писа­тельница Лидия Зиновьева-Аннибал сравнивала камерный запах «Пунцо­вого клевера» с ро­ман­сом, противо­поставляя ему духи Corylopsis du Japon, напо­минающие «арию Далилы из оперы Сен-Санса».

Модный на рубеже веков аромат Le Trèfle Incarnat принадлежал к так назы­ваемому фужеровому типу духов (от фран­цузского слова fougère — «папоротник»).

Фужеровые духи приобрели популярность после того, как в 1868 году британ­ский химик-органик Уильям Перкин, работавший над созданием искусствен­ных красителей, из битума (камен­ноугольной смолы) синтезировал кума­рин — соединение с запахом свежескошенного сена. Использование кума­рина в высо­кой кон­цен­трации позволяло парфюмерам обойтись без дорого­стоящего им­портного сырья — натуральных бобов тонка, плодов дерева диптерикс душис­тый (Dipteryx odorata) из семейства бобовых, которые со вре­мен откры­тия Нового Света вошли в лекарственный арсенал европейской аптеки. Бобами тонка ароматизировали табак, лечили истерию и мигрень, приправ­ляли еду и вино, которые приобретали сложный букет ванили, меда и жареного мин­даля. Французское название бобов — coumarou — и дало имя новому ком­поненту.

Концентрированный кумарин имеет кон­дитерский аромат, но в малых дозах он пахнет иначе — свежескошенной и увядшей травой (именно остаточные следы кумарина в луговых травах и придают сену его харак­терный запах). Именно в таком качестве он и вошел в историю парфюмерии. В 1880–1900-е годы кумарин входил в тройку самых востребованных арома­тических компо­нентов. Помимо Le Trèfle Incarnat, выпущенных парижской фирмой L. T. Piver в 1896 году, он использовался в культовых духах Fougère Royale (Houbigant, 1884) и андро­гинном аромате Jicky (Guerlain, 1889). Однако взлет кумарина оказался недолгим: по мере расширения ассортимента синте­тических душис­тых веществ и развития массовой парфю­мерии он терял свои позиции. Но­винка не просто приедалась, а становилась доступной покупателям и покупате­льницам из низов — и теряла престиж.
автор


Posts from This Journal by “история в моде” Tag

  • пачули

    Индийский пачули (Pogostemon cablin). Ботанический рисунок. Англия, 1849 год Hooker's Journal of Botany and Kew Garden Miscellany /…

  • табак

    Табак обыкновенный. Иллюстрация из ботанического атласа «Лекарственные растения Кёлера». Германия, 1887 год Missouri Botanical Garden…

  • фиалки

    Фиалка. Иллюстрация из книги Яна Копса «Флора Батава». Нидерланды, 1877 год biolib.de / Wikimedia Commons В русском переводе фарса…

  • театральный костюм. Борис Анисфельд

    автопортрет Борис Израилевич (Бер Срулевич) Анисфельд (2 октября (14 октября) 1878, Бельцы, Бессарабия — 4 декабря 1973, Уотерфорд (шт.…

  • театральный костюм и декорации. Леон Бакст

    Vaslav Nijinsky with Leon Bakst, Serge Diaghilev and two unidentified women. 1910 - 1920 «Я часто замечал, что в каждом цвете существуют…

  • театральный костюм и декорации. Иван Билибин

    театральный костюм Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), увлеченный русской стариной, подробно и тщательно изучал народный костюм. В начале…

  • подиум серебряного века

    Рисунок В. Ахметьева. Искусство в быту. Приложение к журналу «Красная Нива», 1925 год . от «парижанки» до…

  • подиум серебряного века

    Л.С. Бакст от «Утреннего Бакста» до «парижанки» Ида Рубинштейн, Шехерезада, 1910 Сегодня все, что касается области…

  • парфюмер Эрнест Эдуардович Бо и аромат Chanel No. 5

    Эрнест Эдуардович Бо Французская элегантность плюс русская удаль и любовью к жизни. Смешавшись, они составили характер гениального парфюмера…

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter