Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Привал комедиантов



Привал комедиантов
Марсово поле, 7

Не только «Бродячая собака»
Литературно-артистическое кабаре на Марсовом поле стало преемником закрытой в марте 1915 года «Бродячей собаки». Обустраивать новое заведение в разгар войны при острой нехватке средств оказалось непросто.

«Рабочие требовали денег, а денег не было; какое-то военное учреждение прислало солдат для очистки помещения, на которое, оказывается, оно имело права, — вспоминал завсегдатай „Приюта“ поэт Георгий Иванов, — вода бежала со всех стен (это еще ничего) и из только что устроенных каминов, что было хуже, т. к. без каминов как же было сушить стены?

Воду откачивали насосами. Вместо подмоченных поленьев накладывались новые, вода из Мойки, на углу которой „Привал“ помещался, их вновь заливала.

Пронин, растрепанный, без пиджака, несмотря на холод… перемазанный сажей и краской, распоряжался, кричал, звонил в телефон, выпроваживал солдат, давал руку на отсечение каменщикам, что завтра (это завтра тянулось уже месяцев шесть) они получат деньги, сам хватался за насос, сам подливал керосину в не желающие гореть дрова…»


Внутри кабаре «Привал комедианта»

В апреле 1916 года заведение всё же открылось. В первый вечер сыграли сразу два спектакля: «Шарф Коломбины» Мейерхольда (будучи режиссером императорского театра, он не имел права делать постановки где-то еще, поэтому в «Привале» пользовался псевдонимом «доктор Дапертутто») и «Фантазию» Николая Евреинова. МХТ прислал поздравительную телеграмму:

В Москве ни «Собак», ни «Привала».
Актеры, художники есть.
И даже поэтов немало,
Имен их нельзя перечесть.
<…>
…В «Привале» зарыта «Собака»,
Но духа ее не зарыть.
И каждый бродячий гуляка
Пусть помнит собачую прыть.

Завсегдатаи «Собаки» вскоре, правда, испытали разочарование — «Привал» по сравнению с их любимым заведением оказался гораздо менее демократичным. Всё тот же Георгий Иванов писал:

«В „Собаке“ садились, где кто хочет, в буфет за едой и вином ходили сами, сами расставляли тарелки, где заблагорассудится…
Здесь оказалось, что в главном зале, где помещается эстрада, места нумерованные, кем-то расписанные по телефону и дорого оплаченные, а так называемые „г. г. члены Петроградского Художественного Общества“ могут смотреть на спектакль из другой комнаты. Но и здесь, не успевали вы сесть, как к вам подлетал лакей с салфеткой и меню и услышав, что вы ничего не „желаете“, только что не хлопал своей накрахмаленной салфеткой по носу „нестоящего“ гостя» (пунктуация и орфография оригинала сохранены. — Прим. ред.).


В кабаре ходили люди, которые мечтали увидеть, как развлекаются и отдыхают именитые литераторы и артисты

Впрочем, ходить в «Привал комедиантов» всё равно не перестали: более богемного заведения в Петербурге по-прежнему не было. Здесь читали новые стихи, ставили спектакли (кстати, театральным художником в одном из них выступал Марк Шагал), жена Блока Любовь Менделеева декламировала «Двенадцать».


Программа Петроградского художественного общества «Привал комедианта». 1914

«Привал комедиантов» переживет две российские революции и начало войны, публика станет иной, а потом и вовсе пропадет. Соотношение «комедиантов» (своих) и «фармацевтов» (чужих) было явно не в пользу искусства.

Как говорили тогда: «В «Привале» было много званых, в «Собаке» - избранных». Сказывалась общая обстановка в Петербурге, вначале первая мировая внесла свои серьезные коррективы и в жизнь художников, и в атмосферу творчества. Известно, например, что художник С. не премьере не смог даже выйти к публике, поскольку был уже в солдатах и покинул премьеру, чтобы успеть к утренним сборам. Утонченного создателя мира мечты в качестве «пушечного мяса» должны были отправить на фронт, откуда он вернулся с расшатанными нервами.


Осип Мандельштам читает стихи в кабаре «Привал комедиантов»

Еще один великий поэт России Н.Гумилев заходил в «Привал» во время своих отпусков с фронта. Приходил он сюда со своей женой – А.Ахматовой, к сожалению, эти походы были не часты. Из поэтов в «Привале» бывали М.Кузмин, О.Мандельштам, И.Северянин, В.Маяковский, Н.Клюев.

Известно, что на 20 февраля 1919 года здесь планировался грандиозный «Вечер поэтов» с участием А.Блока, А.Белого, В.Брюсова, С.Есенина, Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. Произошло ли это событие, или оно так и осталось в планах доподлинно не ясно.


Программа Петроградского художественного общества «Привал комедианта». 1914

Фотографии кабаре Привал комедиантовИзвестным остается то, что «Привал комедиантов» постепенно превратился в дорогущий ресторан, который после всех событий сам собой закончился в 1919 году. А великолепные залы затопило наводнением в 1924 году, уничтожив уникальные росписи.


Кабаре «Привал комедиантов».1916–1918 гг. Фотография из коллекции И.Ф. Манасевича-Мануйлова, хранится в фондах Театрального музея.

Из значительных достижений этого кабаре Петебурга, в том числе, можно назвать и рождение российского кукольного театра. Именно в этом подвале Б.Пронина в 1916 году энтузиасты Ю.Слонимский и А.Сазонова выступают со своим домашним театром марионеток. Эти люди принесли в Россию то, что было в то время ожидаемо – вместо людей, играющих кукол, на сцене «Привала» появились куклы, которые играли в людей. Б.Пронин, вдохновленный этой идеей, даже разрабатывает первую в нашей стране концепцию детского театра.

А сам дом Адамини пережил своих великих квартирантов российского модерна, был значительно поврежден во время войны в 1941 году, после восстановлен. На нем сейчас имеются несколько мемориальных досок – здесь жили уже советские литераторы – Ю.Герман и В.Панова. А в подвале сейчас находится клуб и даже восстановлены прежние росписи стен. В этом арт-кафе, так же как в «Собаке» собирается артистическая и художественная молодежь.

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5
источник 5
Tags: питер, серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “серебряный век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments