Александр Бенуа. Петергоф. Русский цикл. акварели

Александр Бенуа. Петергоф. Большой каскад. 1901
акварели Александра Бенуа.

Петергоф. Главный фонтан. 1901

Петергоф. Римские фонтаны. 1942

Парадная лестница Петергофского дворца. 1900-1901

Петергоф. Львиный каскад и колоннада. 1900

Петергоф. Монплезир. Средний зал. 1942

Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора. 1900

Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе

Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе

Эрмитаж Петра Великого

Петергоф 1900

У Монплезира в Петергофе. 1900.

Петергоф. Фрейлинские дома. 1900.

Ораниенбаум. 1901.


Интерьер. 1900-е гг.

Alexander Benois. The English Palace, Peterhof. Private collection
Алексадр Бенуа. Английский дворец, Петергоф. 1906
В сериях акварелей, посвященных петербургским пригородам («Петергоф», 1900; «Ораниенбаум», 1901; «Павловск», 1902). В этих «петербургских версалях» нет фигур — авторское внимание приковано к природе и памятникам — к «старой, но живой красоте». Сочетание природы, зданий, отдельных предметов и деталей в живой и цельной гармонии, единство жизненного дыхания и художественного стиля — такова задача. «В конце концов,— пишет Б. Асафьев,— жанровое разграничение абсолютно не играет роли там, где идея одушевления человеческим искусством зримых вещей и пространств определяет стиль. Вот, к примеру, комнаты в Монплезире (Петергоф) Бенуа: в них обнаруживается жизнь истории с исчезнувшими давным-давно людьми, тут вещи, имея значение, не составляют для воспоминающего зрения центра интереса. Ансамбль, «все вместе» составляет композицию». Действительно, главное, что Бенуа ценит в любом явлении культуры,— внутреннее единство, ансамблевая спаянность, художественный синтез. В русской культуре середины XVIII и начала XIX века он открывает для себя воплощение идеи синтеза. Рассказ об этом и является основой его работ.
В этих сериях острая, часто фрагментарная композиция. Как в этюде. Художник не ищет академической законченности и выписанности деталей; цель — поэтический образ общего. Он не вуалирует, не прячет технические приемы: зритель ощущает как бы «технологию» произведения, видит мазок (акварель, гуашь), фактуру бумаги, то мягко трепещущий, то уверенно твердый штрих карандаша, либо угля, нанесенный поверх краски. Бенуа опирается на опыт рисовальщиков прошлого. Но в его манере — черты, характерные для искусства начала XX века и означающие движение от привычных норм живописи и графики в сторону обострения выразительности. Это — обнаженность технического приема, его откровенная наглядность для зрителя. Принципы, воздействовавшие на творчество ряда мастеров. «Меня занимали его темы,— вспоминает, в частности, Добужинский,— нравился сам рисунок, легкий и нервный, его техника раскрашенного рисунка мне открыла глаза на многие возможности». Под влиянием этих работ и «по их следам» выполнены в это время циклы цветных гравюр Остроумовой-Лебедевой, посвященные Царскому Селу, Петергофу и Павловску.
источнк 1
источник 2
источник 3
источник 4
дача М. Н. Бенуа на южном берегу Финского залива