Л. Попова. Спектакль «Канцлер и слесарь», 1921.
Группу женщин – художниц, творивших в послереволюционные годы, принято называть «амазонки русского авангарда». Другой яркой представительницей этого творческого содружества была Любовь Попова
Именно ее, среди прочих очень выделял и ценил Мейерхольд. В сентябре 1921 года он посетил коллективную выставку «5х5=25», на которой 5 художников-авангардистов (Александр Веснин, Попова, Родченко, Степанова и Экстер) представили по пять работ.
Режиссер сразу понял, что такого типа работы можно применить в оформлении театрального пространства. Для воплощения своих замыслов он выбрал Попову, которая в довольно короткие сроки разработала интересную концепцию оформления спектакля по фарсу Фернана Кроммелинка о незадачливом мельнике, постоянно обманываемом своей женой, «Великодушный рогоносец» (поставлен Мейерхольдом 25 апреля 1922 г.).
«В вечер первого представления «Великодушного рогоносца» москвичи, заполнившие неуютный зал театра на Садовой, 20, увидели на совершенно обнаженной сцене, без занавеса, задников, портала и рампы, странного вида деревянный станок-конструкцию. Он был смонтирован в виде своеобразной мельницы и представлял собой соединение площадок, лестниц, скатов, вращающихся дверей и вращающихся колес. Станок сам по себе не изображал ничего. Он служил только опорой, прибором для игры актеров – нечто вроде сложной комбинации из трамплинов, трапеций и гимнастических станков».
Несмотря на подобные отзывы и на то, что сам Мейерхольд с Поповой не рассматривали этот спектакль как образец, он (спектакль) повлиял на многие театральные решения 20-х гг., в их числе оформление Степановой «Смерти Тарелкина», оформление А. Весниным «Человека, который был Четвергом» (1923).
Любовь Попова. Спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде», 1919.
Слева: эскиз костюма Балды в шляпе. Справа: эскиз костюма Черта
Любовь Попова. Спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде», 1919.
Слева: эскиз костюма Балды. Справа: эскиз костюма Попадьи
Л. Попова. Женский костюм к спектаклю «Жрец Тарквиний», 1922
Lubov Sergeyevna POPOVA Woman's Costume for "Zhretz Tarkvinny" after the play by S.Polivanov. Theatre "Atheist", Moscow. 1922. Watercolor on paper, 57.8x40.7 cm. Nikita & Nina Lobanov-Rostovsky, London.
Л. Попова. Художественное оформление спектакля «Земля дыбом» в театре Вс. Мейерхольда. 1923. © MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (г. Салоники)
Любовь Попова — ролевая модель для женщин в искусстве и дизайне
текстильные эксперименты Поповой и Степановой