

И. А. Всеволожский. Эскиз костюмов к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». Мариинский театр (1890). Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки.
"Щелкунчик"
Поклонник эпохи Людовика XIV
Неизвестно, увидел бы свет знаменитый балет "Щелкунчик", если бы не директор Императорских театров Российской империи Иван Всеволожский. Аристократ и потомок древнего рода Всеволожских-Рюриковичей прежде чем занять в 1881 году этот почетный пост получил блестящее образование в Санкт-Петербургском университете и несколько лет служил чиновником по особым поручениям при русском посольстве в Париже. Именно из Франции он "вывез" страсть к рисованию и влюбленность в эпоху Короля-Солнца Людовика XIV — горячего поклонника балетного искусства.

Первая постановка "Щелкунчика" на сцене Императорского театра Российской империи, 1892 год
© Public Domain/ Wikimedia Commons
Увлеченность Всеволожского французской культурой XVIII века отразилась в пышном оформлении и сказочных, рыцарских сюжетах спектаклей, которые ставились при нем. В 1890 году в Мариинском театре состоялась премьера балета Чайковского "Спящая красавица". Вдохновленный теплым приемом публики, в том же году Всеволожский заказывает Чайковскому еще одно произведение — на сюжет сказки немецкого писателя Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король".
Отказ Чайковского
За основу сюжета для балета Всеволожский взял не оригинальную сказку Гофмана, а ее пересказ под названием "История Щелкунчика", написанный Александром Дюма — отцом в 1845 году. Именно этот вариант сказки о чудесном превращении деревянной уродливой игрушки для колки орехов в прекрасного принца, по мнению Ивана Александровича, идеально соответствовал требованиям балетного театра.
Дополнительные изменения в либретто внес и хореограф Мариус Петипа: так, второй акт он полностью посвятил танцам, представляющим различные сладости. По его замыслу, Клара и Щелкунчик попадали в волшебную страну Конфитюренбург.
"Задник кулисы представляет собой пальмы из золотых и серебряных блесток на полотне, — писал Мариус Петипа в либретто. — В глубине фонтаны, бьющие лимонадом, оранжадом, оршадом и смородиновым сиропом. Среди всех этих фонтанов на реке из розового масла красуется павильон из ячменного сахара".
Во втором акте на сцене появлялись карамель, марципаны, пряники, фисташки, мятные лепешки и печенье, шоколад, кофе и чай. О главных героях здесь будто забыли: они должны были просто наблюдать за ожившими сладостями и игрушками.
Когда либретто прочитал Чайковский, которому Всеволожский заказал музыку к спектаклю, то засомневался в том, что он получится интересным, и даже хотел отказаться от этой работы. Всеволожскому пришлось убеждать композитора, что балетом заинтригована сама царская семья и что видит автором музыки именно его.

Сцена из балета П. Чайковского "Щелкунчик" в постановке Императорского Мариинского театра, 1892 год. Из фондов Государственного центрального театрального музея им.Бахрушина в Москве.
Дети на сцене
Публика впервые увидела балет "Щелкунчик" 18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Зрители поначалу приняли "Щелкунчика" весьма сдержано: многим не понравилось, что главные партии танцевали дети — ученики Театрального училища. В партии Клары (несмотря на то, что у Гофмана героиню зовут Марихен, а Кларой — ее куклу, Петипа назвал девочку именно так) была занята двенадцатилетняя воспитанница Станислава Белинская, а Щелкунчика танцевал семнадцатилетний Сергей Легат. Для массовых сцен детей из училища не хватало, поэтому роли солдатиков исполняли воспитанники лейб-гвардии Финляндского полка.

Станислава Белинская в роли Клары (слева) и Василий Стулколин в роли Фрица (справа)
© Public Domain/ Wikimedia Commons
"Снежинки" Всеволожского
Однако было в спектакле то, что поразило всех критиков, — это “Вальс снежных хлопьев”, которым завершался первый акт. В либретто эта сцена описывалась так: “Зала превращается в еловый лес зимой. Начинает падать снег крупными хлопьями, поднимается вихрь и метель. Постепенно метель утихает, и зимний ландшафт освещается мягким светом луны; при лунном свете снег искрится, как бриллианты”. В танце были заняты 60 артисток. Восемь солисток и кордебалет были одеты в одинаковые белые пачки, усеянные комьями пуха. Головы их украшали расходящиеся звездой венцы в белых хлопьях. Любители балета позже стали смотреть танец снежных хлопьев с верхнего яруса, откуда сцена выглядела особенно эффектно.
Сегодня сложно представить, что костюмы балетных артистов в XIX веке выглядели иначе, чем сейчас. 7 декабря 2017 года в честь 125-летия со дня премьеры балета в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке открылась выставка "В гостях у феи Драже", на которой представили эскизы костюмов самого первого "Щелкунчика", сделанные Всеволожским. На них — военные мундиры и камзолы с проработанными до мелочей деталями, модные в то время длинные платья с завышенной талией, сложные головные уборы, восточные костюмы с богатыми вышивками. Есть и платья, похожие на современные пачки, — в них танцевали солистки. Великолепные яркие костюмы создавали сказочное настроение спектакля, который вскоре приобрел огромную популярность.

Премьера балета Петра Ивановича Чайковскаго «Щелкунчикъ», роли исполняютъ: Маріанна — Лидія Рубцова, Клара — Станислава Бѣлинская, Фрицъ — Василій Стуколкинъ, Санктъ-Петербургская губернiя, г. Санктъ-Петербургъ, Императорскій Маріинскій театръ, 18 декабря 1892 года.
От пуховых пачек до черных "снежинок", или Эволюция балета "Щелкунчик"
источник 1
источник 2
источник 3
доработать
«Спящая красавица» (1890)