
Немного предыстории
В 1918 году советская власть решительно отказалась от поздравительных карточек, объявив их "пережитком буржуазного прошлого". Не только Рождество, но и Новый Год перестал считаться праздничным днем. Конечно, последний продолжали отмечать - тихо и по-домашнему, без разряженных елок, боя курантов и иллюстрированных открыток. Поворотным моментом стала Великая отечественная война.
Рождение советской новогодней открытки
Точная дата "реабилитации" новогодней открытки доподлинно неизвестна: одни источники указывают на 1942, другие - на 1944 год. Партийное руководство одумалось, когда советские солдаты принялись слать родным красочные поздравительные карточки европейского образца. Вышло постановление о запуске производства "идеологически выдержанных" открыток.
Например, Дед Мороз военного времени был щедр на подарки, а также... суров и беспощаден к врагам.

Так неизвестный художник изобразил встречу Нового 1943-го года.

Советские новогодние открытки послевоенного десятилетия
Уже в 1950-е был налажен массовый выпуск советской новогодней открытки. Первыми увидели мир открытки-фотографии, дополненные соответствующими надписями. Круг персонажей тогда ограничивался спортсменками-комсомолками-красавицами..

... жизнерадостными пухлощекими карапузами...

... и простыми советскими тружениками на фоне Кремля.

Сюжетное и стилевое многообразие советских новогодних открыток
В 1960-е производство советских открыток поднялось до уровня искусства, в котором царило неожиданное многообразие изобразительных стилей и методов. Уставшие от рисования однообразных агитплакатов художники, что называется, оторвались по полной.
Началось с возвращения классического дуэта Дед Мороз + Снегурочка.

Вскоре появилась мода на жизнерадостных зверушек. Самыми узнаваемыми стали многочисленные сценки с участием ушастых и хвостатых, нарисованные Владимиром Ивановичем Зарубиным.

Для открыток брали и сюжеты русских народных сказок.

Не обошлось и без влияния актуальных лозунгов того времени - от развития производства и спортивных достижений до покорения космоса.
Брагинцев отправил Деда Мороза на стройку.

А. Лаптев назначил почтальоном зайчика на лыжах.

Четвериков изобразил самый новогодний хоккейной матч с судьей-Морозом.

Новый год в Космосе
Но главным лейтмотивом все же стало открытие мира звезд и далеких планет. Космическая часто становилась сюжетной доминантой изображения.

Внося в работы элементы фантастики, иллюстраторы выражали самые смелые мечты о светлом будущем и покорении Вселенной.

Космические мотивы также могли переплетаться с упомянутыми ранее мультяшно-анималистическими...

... и фольклорными. У Бокарева запряженные тройкой вороных расписные сани летят мимо Кремля, по соседству с Дедом Морозом и Снегурочкой сидит космонавт.

Адрианов и вовсе убирает румяного старика, оставляя его внучку в компании бравого покорителя Космоса.

источник