Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Category:

Алиса в стране кино


Кадр из фильма Алиса (Сон Аленки). Режиссер Ян Шванкмайер
© First Run Reatures


Экранизировать "Алису в стране чудес" - то же самое, что падать в кроличью нору: увлекательно, необычно и страшно интересно, а главное, если у вас есть талант, - абсолютно неопасно, ведь созданный Кэрроллом смешной и галлюциногенный мир можно интерпретировать сколько угодно раз, не рискуя повториться. В день 180-летия со дня рождения Льюиса Кэрролла РИА Новости предлагает "последовать за Белым Кроликом" и вспомнить самые "чудесатые" экранизации историй про Алису.

Алиса и Белый Кролик, Безумный Шляпник и Чеширский кот, герои, придуманные британским математиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном, писавшим под псевдонимом Льюис Кэрролл, - в последнюю сотню лет сами по себе появляются там, где он не мог и представить. В 2006 году книга "Алиса в Стране чудес" вошла в число 12 "икон английской культуры" (стоит заметить, что компанию сказке составляет первый полный перевод Библии на английский язык).


© Фото: British Film Institute
Кадр из фильма "Алиса в стране чудес" (Alice in Wonderland). Режиссер - Сесил Хепуорт. 1903 год

"Алиса в стране чудес" (Alice in Wonderland). Режиссер - Сесил Хепуорт. 1903 год

Первая экранизация "Алисы в стране чудес" появилась всего через восемь лет после рождения кинематографа – в 1903 году. Немая черно-белая версия британского кинематографиста Сессила Хепуорта длилась рекордные по тем временам 12 минут. Сам Хепуорт выступил в качестве режиссера, оператора, продюсера и сценариста картины, кроме того, он сыграл одну из ролей в ленте.

В фильме сохранены, хоть и переданы в сжатом виде, все ключевые сюжетные линии: погоня за Белым Кроликом, падение в нору, домик Кролика, превращение младенца в поросенка, встреча с Чеширским котом и безумное чаепитие, встреча с королевой червей и пробуждение. Образы героев создавались на основе иллюстраций Джона Тенниела к первому изданию "Алисы в стране чудес". На роль Алисы была выбрана темноволосая актриса, а гораздо позднее в образе девочки, следующей за Белым кроликом, стали появляться белокурые красавицы.

Впечатляющими для того времени были и спецэффекты, использованные Хепуортом: при помощи монтажных склеек и декораций удалось добиться того, чтобы Алиса уменьшалась и увеличивалась в кадре. Пленка была обнаружена в 1963 году, однако на тот момент не существовало технологий, чтобы восстановить ленту. Лишь в 2009 году Британский киноархив (BFI) смог приступить к реставрации и восстановить девять минут из первоначального хронометража фильма.


фото
"Алиса в стране чудес" (Alice in Wonderland). Режиссер - Норман Маклеод. 1933 год

Тридцать лет спустя история о девочке, путешествующей в странном мире, вновь была перенесена на экран. В эру звукового кино да еще и накануне 100-летнего юбилея Кэрролла за права на первую озвученную экранизацию "Алисы в стране чудес" разразилась борьба между двумя студия - Paramount и Walt Disney Studio. Так как Paramount выкупила права только 9 мая 1933 года, новую экранизацию, которую снял Норман Маклеод, не удалось выпустить к юбилею писателя. Его "Приключения Алисы в стране чудес" основаны на сюжете обеих книг Кэрролла.

Девочку на роль Алисы выбирали из 7000 претенденток, в итоге роль досталась Шарлотте Генри, сыгравшей в 1932 году в "Убийствах на улице Морг" Альфреда Хичкока. Кроме Шарлотты Генри в картине был задействован по-настоящему "звездный" состав - Кэри Грант, Гэри Купер и У.К. Филдс. Но, несмотря на это, фильм не имел большого успеха у зрителей. Возможно, отчасти и потому, что лица актеров были скрыты под толстым слоем грима или под маской и узнать, например, в черепахе Квази звезду триллеров Хичкока Кэри Гранта было невозможно.

И, тем не менее, именно "Алиса в стране чудес" Нормана Маклеода стала единственной картиной, получившей одобрение "оригинальной" Алисы - Алисы Лидделл (в замужестве миссис Реджинальд Харгривз). 7 января 1934 года, в статье из New York Times она восхищалась картиной Маклеода: "Я в восторге от фильма, и теперь я убеждена, что только посредством кинематографа можно точно интерпретировать эту восхитительную фантазию", - заявила она. - "Алиса" - это картина, которая представляет собой революцию в истории кино!"


фото
Кадр из мультфильма "Алиса в Стране Чудес". 1951 год. Студия Walt Disney Company
"Алиса в Стране Чудес". Режиссер – Клайд Джероними. 1951 год

В 1951 году права на экранизацию удалось получить Walt Disney Company. Режиссером картины стал Клайд Джероними, а помогали ему Уилфред Джексон и Хэмильтон Ласки. В сюжете этой яркой мультипликационной версии переплетаются идеи и персонажи сразу обеих сказок Кэрролла - "Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье": создатели не смогли обойтись без Труляля и Траляля и очаровательных поющих цветов.

Джероними удалось создать мультфильм в свойственной студии манере, а неповторимую атмосферу происходящего помогает поддерживать музыка Оливера Уоллеса – песни из диснеевской "Алисы" забыть невозможно. В 1952 году фильм получил премию Оскар в категории "Лучший саундтрек для музыкальных картин". Картина также была включена в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля, а создатели мультфильма номинированы на главную премию фестиваля – "Золотого льва".

"Алиса в Стране чудес" считается ярким примером "золотого века" студии Disney, однако сам Уолт Дисней называл "Алису в Стране чудес" одним из нелюбимых мультфильмов, созданных его студией. Дисней считал, что героине не хватает "душевной теплоты" и "сердечности".


фото
"Алиса в Стране чудес" (Alice in Wonderland). Режиссер - Джонатан Миллер. 1966 год

Экранизация "Алисы в Стране чудес", снятая для BBC в 1966 году британским театральным и оперным режиссером, телеведущим и комиком Джонатаном Миллером, – одна из первых попыток переработать сюжет оригинального произведение Кэрролла.

По версии сэра Джонатана, Алиса оказывается вовсе не в сказочной стране, а попадает в агрессивный и опасный мир взрослых. Создатели фильма также отказались от сказочных существ, заменив их актерами с соответствующими именами, оставив только Чеширского кота, которого играет кот настоящий. Соня оказывается не сонной мышкой, а вдребезги пьяным человеком, на безумном "чаепитии" говорят о школьных годах Черепахи.

В полном скуки и тоски мире взрослых миллеровская Алиса становится рассудительной, а временами злой и язвительной. Она не пытается проверить, работают ли законы этики и вежливости с безумцами, а сама примеряет на себя взрослую жизнь.

Миллер снял не детскую сказку, а кинокартину, заставляющую взрослых задуматься. Стоит также заметить, что музыку к фильму написал индийский исполнитель, виртуоз игры на гитаре и близкий друг Джорджа Харрисона – Равви Шанкар.






"Приключения Алисы в Стране Чудес" (Alice's Adventures in Wonderland). Режиссер - Уильям Стерлинг. 1972 год

В 1972 году за экранизацию приключений Алисы взялся еще один англичанин. Уильям Стерлинг снял мюзикл для семейного просмотра, в котором снялись британские звезды первой величины того времени - Фиона Фуллертон сыграла Алису, Питер Селлерс - Мартовского зайца, Дадли Мур - Соню, Майкл Хордерн - Черепаху Квази. Сюжет фильма повторяет историю из книги.

Мюзикл Уильяма Стерлинга часто называют одним из лучшим музыкальных произведений, созданных по мотивам одноименного произведения. Картина получила две премии BAFTA в 1973 году: за лучшую операторскую работу и самый оригинальный дизайн костюмов. В 2010 году, в рамках рекламной кампании "Алисы в Стране чудес" Тима Бёртона, будет выпущен DVD с отреставрированной версией мюзикла.


фото
Кадр из мультфильма "Алиса в стране чудес" (1981). Режиссер Ефрем Пружанский
"Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Режиссер – Ефрем Пружанский. 1981 год

На Киевской киностудии научно-популярных фильмов в 1981 году режиссер Ефрем Пружанский создал отечественную мультипликационную версию приключений и невероятных превращений девочки Алисы в чудесной стране, а через год появилось продолжение – "Алиса в Зазеркалье" (два минисериала по три и четыре десятиминутных серии). Художниками-постановщиками, работавшими над мультфильмом, были Ирина Смирнова и Генрих Уманский.

Герои мультфильмов говорят голосами известных российских актеров. Алису озвучила Марина Неёлова, Герцогиню - Рина Зеленая, Чеширский кот говорит голосом Александра Ширвиндта, Белый Кролик - Вячеслава Невинного, Белого рыцаря озвучил Николай Караченцов, а королев – Лия Ахеджакова (Белая) и Татьяна Васильева (Черная). Закадровый текст читал Ростислав Плятт.

"Алиса в Стране чудес". Режиссер - Сугияма Таку. 1983 год

Японский режиссер Сугияма Таку снял аниме-сериал "Алиса в Стране чудес" через два года после своего дебюта в анимации. Приключения Алисы в сказочном мире японский режиссер превратил в многосерийный квест, создав 26 эпизодов для японского телевидения и еще столько же по заказу западных компаний.

Первые серии воспроизводят оригинальный сюжет почти без изменений, каждому ключевому моменту истории посвящена отдельная серия: "Алиса и Кролик", "Кроличья нора", "Алиса и море слез" и так далее. В англоязычной версии аниме-сериал прошел практически незаметно – в тени успеха диснеевской "Алисы в Стране чудес". Однако, как ни странно, он был очень популярен в странах Латинской Америки и арабо-говорящих странах.


© First Run Reatures
Кадр из фильма "Алиса" (1988). Режиссер Ян Шванкмайер
"Алиса" (Alice). Режиссер – Ян Шванкмайер. 1988 год

Одна из самых известных экранизаций "Алисы в стране чудес" и первый полнометражный фильм чешского режиссера Яна Шванкмайера, в котором кэрролловская история представлена в виде сочетания игровых элементов и анимации. Оригинальное называние ленты – "Neco z Alenky" ("Сон Аленки"). Главную роль исполнила юная актриса Кристина Кохоутова. Шванкмайер превратил сказку с сюрреалистическую картину, напоминающий не фантастический сон, а скорее ночной кошмар.

Сюжет почти полностью повторяет события оригинальной книги Льюиса Кэрролла, за исключением нескольких эпизодов: Алиса попадает в Страну Чудес не через кроличью нору, а через ящик в столе, а Чеширского кота – одного из самых очаровательных персонажей в книге – в картине и вовсе нет. Остальные герои в основном представлены в виде анимированных с помощью техники стоп-моушн существ: Гусеница, например, сделана из носка, пары глаз и вставной челюсти, Белый Кролик представляет собой жутковатую куклу с выпученными стеклянными глазами и выпирающими передними зубами, а остальные персонажи в основном "собраны" из фрагментов чучел животных, склеенных причудливым и неестественным образом.







"Алиса в Стране Чудес" (Alice in Wonderland). Режиссер – Ник Уиллинг. 1999 год

Фильм совместного производства Великобритании, Германии и США. Сюжет "Алисы в Стране чудес" режиссера Ника Уиллинга также базируется на двух романах Кэролла: в фильме много героев из "Алисы в Зазеркалье" - таких, как Труляля и Траляля, Белый Рыцарь, - и, конечно, присутствуют все основные сцены из "Алисы в Стране чудес". Фильм получил четыре премии Эмми за дизайн костюмов, грим, музыку и визуальные эффекты. В 2009 году Уиллинг вновь обратился к кэрроловской истории и в 2009 году снял сериал "Алиса в Стране Чудес" ("Alice").

Однако кроме основной, сказочно-фантасмагоричной линии, создатели фильма попытались добавить в фильм логики и осмысленности: режиссер подчеркивает, что после встречи с Белым Кроликом все происходит во сне. Так, например, с самого начала истории Алиса (ее играет Тина Маджорино) мается от того, что ей необходимо петь на публике. Гости, пришедшие на прием к родителям Алисы, ждут ее выступления, а всего через несколько минут девочка встречается в сказочном мире с существами, странно напоминающими людей из парка. Запомнился фильм зрителям еще и обворожительной улыбкой Чеширского кота в исполнении Вупи Голдберг.






"Алиса в стране чудес" (2009). Режиссер Ник Уиллинг</div>Фильм, снятый по "Алисе", настолько вдохновил режиссера Ника Уиллинга, что спустя десять лет он снова обратился к этой сказке. На этот раз он перенес действие в современный мир, а сюжет основан на событиях, произошедших через 150 лет после последней победы Алисы. Двухсерийный сериал вновь возвращается к главному конфликту - противостоянию Королевы Червей и Алисы.




"Алиса в Стране Чудес" (Alice in Wonderland). Режиссер – Тим Бертон. 2010 год

Последняя на данный момент экранизация произведения Льюиса Кэрролла, снятая в 3D и с использованием как актерской игры, так и анимации. Вариант кэрролловской сказки, снятый Тимом Бертоном, можно считать своеобразным продолжением "Алисы в Стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье".

© Sony Pictures Releasing CIS
«Алиса в стране чудес» в 3D-формате
По сюжету Алисе, которую сыграла Миа Васиковска, 19 лет, и она возвращается в волшебный мир спустя 13 лет после событий, описанных в книгах Кэррола. Девушка не помнит, что когда-то уже была в сказочном мире, однако его обитатели узнают ее и называют "наша Алиса". Безумного Шляпника в картине играет неизменный бертоновский протагонист Джонни Депп, который сделал образ персонажа не только еще более сюрреалистичным, но и по-настоящему трагическим, осознающим свое безумие и страдающим от этого осознания. В финале именно он помогает Алисе справиться с армией Красной Королевы. Ее сыграла Хелена Бонем Картер, а точнее ее голова, так как тело у Красной Королевы нарисовано, причем намеренно непропорционально по отношению к этой самой голове. Роль Белой королевы досталась актрисе Энн Хэтэуэй, а голосом Чеширского кота стал британский актер Стивен Фрай. В российском прокате герои фильма заговорили голосами Александра Ширвиндта, Марины Неёловой, Сергея Маковецкого и Елены Морозовой.

Несмотря на то, что фильм собрал в прокате более $1 миллиарда и заработал две статуэтки "Оскар" за лучшие декорации и костюмы, он получил негативные отзывы критиков.

источник 1
источник 2


Tags: алиса, синематограф
Subscribe

Posts from This Journal “алиса” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments