Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Category:

интерес к древнерусскому искусству. Иван Яковлевич Билибин

Интерес к древнерусскому искусству возник в начале 19 века. Интерес этот был не художественный, а скорее археологический: устраивались экспедиции к памятникам ранней архитектуры, а сохранившиеся объекты прикладного искусства — вышивка, орнамент, деревянная резьба — классифицировались подобно научным артефактам. Не было еще глубокого понимания эстетической ценности древнерусского стиля, поэтому его ранние подражатели создавали довольно поверхностные вещи. Нащупать старинную художественную фактуру художники смогли только ближе к концу столетия.

«Совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! Вернуть!» — писал Иван Яковлевич Билибин, один из тех, кто принял самое серьезное участие в процессе консервации этой «старой художественной Руси».


Иван Яковлевич Билибин. Портрет И. Я. Билибина (Б. Кустодиев, 1901)
биография

Работы Ивана Билибина









Ренессанс древнерусского искусства так и не случился. Но искания художников в своем национальном прошлом дали мощный энергетический вброс в отдельные художественные области, в том числе — в книжную графику, которая тогда только начинала развиваться. Именно в новых, еще гибких областях искусства произошел стилистический синтез, которого не смогли добиться в более традиционных сферах.

Иллюстрации В. Васнецова к народным сказкам





Первые попытки серьезной книжной графики были предприняты Васнецовым, Поленовой и Малютиным. Но еще не было последовательных принципов, не было школы. Их рисунки не ложились в структуру листа, не срастались с типографикой и декором — никак не хотели становиться с книгой единым целым. В конце концов, их невозможно было корректно воспроизвести в печати, техника живописного рисунка была для этих целей просто непригодна. Это еще не иллюстрации, а только картинки, насильно помещенные в плоскость книги. В более поздних работах эти живописцы приблизились к той необходимой графичности, которую примет книга. Но все-таки новому искусству нужна была новая кровь. Именно тогда появился Иван Билибин, художник русского модерна и первый в России настоящий книжный иллюстратор. Экспериментируя с живописным и станковым наследием, методом проб и ошибок определяя, что убрать, а на чем остановить внимание, он выработал язык книжной графики. Самым важным источником информации для Билибина стали древнерусские техники, в первую очередь иконопись, лубок и орнаменты. По его же собственному выражению, они научили «внимательному и экономному отношению к каждой линии».

Иван Билибин учился у Рериха, Ажбе и Репина. Затем почти десять лет вел класс графики в школе Императорского общества поощрения художеств. Среди современников он считался одним из главных знатоков русской старины. В 1904 году вышел номер журнала «Мир искусства», который Билибин самостоятельно оформил, проиллюстрировал и написал в него статью «Народное творчество Севера».

Билибин много путешествовал не только по России, но и по миру — объездил Европу, был на Кипре и в Египте. Везде он безостановочно делал зарисовки или фотографировал. Свой стиль он называл «облагороженным лубком», но на деле в нем содержалось гораздо больше: в самом неожиданном месте выглядывает то японская гравюра, то мюнхенский сецессион, то узоры норвежских мастеров.

Хокусай Кацусика и Иван Билибин



Его манера уникальна именно потому, что представляет собой амальгаму огромного числа эстетик и техник. А вот безусловным новшеством Билибина, принадлежащим ему одному, можно считать эту графическую систему, объединившую рисунок с другими элементами книги. Он добивался этого, во-первых, за счет колористического единства страницы, ради которого делал цвета нарочно декоративными, убирал из иллюстраций освещение и вводил контуры, подчеркивающие их плоскость. Во-вторых, пространство картинки и текста у Билибина стало условным, так же как и деление на планы внутри самого рисунка. В-третьих, композиция всегда развертывается параллельно плоскости листа. Со временем эта система менялась: в более поздних работах художника виден переход от лубка к приемам древнерусской живописи. Вместо контуров появляются тональные сгущения на границах, а сами цвета становятся ярче, глубже и как будто начинают сиять.

источник


Tags: иллюстраторы - художники - 19 век, краски - сказки - иллюстрации, краски билибина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments