022017_2

Михаил Ломоносов. басни


Первое посмертное издание.
Санкт-Петербург, 1768 год. Типография Императорской Академии наук.


800px-Lomonosov_s_house_on_Moyka_river_in_St.jpg
Дом М. В. Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л. О. Премацци. XIX век

Mikhail_Lomonosov_(1757).jpg
М.В.Ломоносов. Прижизненное изображение. Бумага, гравюра резцом. Э.Фессар и К.А.Вортман. 1757 г. Вортман Христиан-Альберт (Альбрехт) Wortmann Christian-Albert (1680, Померания – 1760, Санкт-Петербург) Фессар Этьен Fessard Etienne (1714, Париж - 1777, Париж)

Под изображением надпись: Московской здѣсь Парнассъ изобразилъ витїю, Что чистой слогъ стиховъ и прозы ввелъ в Россiю. Что въ Римѣ Цицеронъ и что Виргилїй былъ, То онъ одинъ въ своемъ понятїи вместилъ, Открылъ натуры храмъ богатымъ словомъ Россовъ Пример ихъ остроты въ наукахъ Ломоносовъ. Из: Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 2, стб. 1198-1199, №1; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 1, стб. 656. Из изд.: Ломоносов М. В. Собрание разных сочинений в стихах и прозе господина коллежского советника и профессора Михаила Ломоносова. 2-е изд. с добавлениями. Кн. 1. М., 1757. Стихи под портретом предположительно принадлежат перу Н. Н. Поповского. Источник: Каталог художественных произведений с изображениями Михаила Васильевича Ломоносова из собрания Московского университета. / Сост. Е.В.Зименко, Г.А.Широкова. Под ред. А.П.Лободанова. — М.: Издательство Московского университета, 2011. — 88 с.


Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года
в деревне Мишанинской Архангельской губернии.

Василий Дорофеев, отец Ломоносова, плавал на собственном рыбачьем судне по Белому морю и Северному Ледовитому океану и нередко брал с собой сына. Эти походы стали лучшими моментами детства для великого ученого. Мать Михаила Васильевича умерла рано, когда мальчику было всего 9 лет.

Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать, грамоте его обучал местный дьячок С.Н. Сабельников.

В декабре 1730 года Ломоносов уходит в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. К этому же времени относятся его первые стихотворные опыты. Он уверенно и быстро обогнал большинство своих соучеников, благодаря способностям и прилежанию. В 1736 году был отправлен в Германию для изучения химии и горного дела, где пробыл до 1739 года. Там он так же получил обширные знания в области механики, физики и основательно изучил французский, немецкий и английский языки.

По прибытии на родину посвятил себя науке и обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.

Литературное творчество Ломоносова Михаила Васильевича Ломоносова можно сравнить с гениями Возрождения.
Это именно тот случай, когда таланту тесно в одной области. И он пробует проявиться во всём.

Lomonossow_Russische_Grammatik_Deutsche_StPetersburg_1764.jpg
М. В. Ломоносов. Русская грамматика на немецком. Санкт-Петербург. 1764

Неслучайно Белинский называл его отцом русской литературы.
В «Письме о правилах Российского стихотворства» Ломоносов совершил настоящую революцию, указав на возможность применения различных стихотворных размеров в русской поэзии, а не только общепринятого ямба и хорея. Таким образом, невероятно расширились возможности литературы.

Ломоносов был родоначальником русской оды (и, главным образом, они прославили его как поэта).

Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. 1747

mediapreview.jpg
«Российская грамматика» 1755 года, титульная страница

Если о его стихотворениях многие легко могут вспомнить, то басни М. В. Ломоносова были совсем незаслуженно забыты. А именно в них получили отражение все его литературные и гуманистические принципы.

Басни Михаила Ломоносова
Современники вспоминали, что Ломоносов был прекрасным человеком – честным, приятным в общении, порядочным, готовым прийти на помощь. Ему претили низкие человеческие пороки – трусость, ханжество, лицемерие, невежество, ложь. Этим он хотел поделиться с читателем и дать ему пищу для размышлений. Басни Ломоносова выполняли роль нравственного наставника. Именно такой жанр был наиболее прост для восприятия и достигал большого количества сердец. Они убедительны и легки для читательского восприятия, но в то же время потрясающе реалистичны.

Поделив литературу на три «штиля», басню Михаил Васильевич отнёс к «низким». Эта стилистическая группа освобождена от возвышенной официальности. Поэтому басни Ломоносова содержат составляющие разговорной, бытовой речи, простонародные выражения. Из-под пера писателя вышли следующие произведения в этом жанре: «Мышь», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», «Ночною темнотой покрылись небеса» и многие другие. Одна из самых известных – «Лишь только шум дневной умолк». О ней и поговорим далее.

«Лишь только шум дневной умолк»
Некоторые басни Ломоносова были написаны по мотивам произведений Лафонтена

Одно из них – «Волк, ставший пастухом».
Нельзя назвать работу Ломоносова буквальным переводом, настолько оно проникнуто «русской манерой», особенным авторским подходом. Некоторые даже спорят: не изменилась ли в переводной басне оригинальная лафонтеновская мораль? Что касается содержания, то оно следующее. Незадачливый волк задумал перехитрить овечье стадо, обрядившись пастухом и взяв рожок с посохом. Он застал спящими овец, пастуха и сторожевого пса. Но возгордившись от собственной смекалки, решил подать голос и убедиться, что всех провёл. Однако из раскрытой волчьей пасти вырвался лишь вой, чего и следовало ожидать. Переполошив всех, горе-похититель попрощался и с одеждой, и со шкурой.
Главная мысль произведения Лафонтена – лицемер всегда себя выдаст.
Мораль же басни Ломоносова в том, что «волку не бывать лисицей». И не стоит пытаться втиснуться в чужую шкуру.

Произведения Михаила Васильевича всегда были продуманы до малейших деталей. В них нет ничего случайного.
Многие строки Ломоносова стали крылатыми.
Навсегда они останутся среди лучших образцов русской литературы.

Послушайте, прошу, что старому случилось

Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шёл;
И только лишь с горы они спустились в дол,
Прохожий осудил тотчас его на встрече:
«Ах, как ты малому даёшь бресть толь далече?»
Старик сошёл с осла и сына посадил,
И только лишь за ним десяток раз ступил,
То люди начали указывать перстами:
«Такими вот весь свет наполнен дураками:
Не можно ль на осле им ехать обоим?»
Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.
Однако, чуть минул местечка половину,
Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?»
Тогда старик осла домой поворотил
И, скуки не стерпя, себе проговорил:
«Как стану я смотреть на все людские речи,
То будет и осла взвалить к себе на плечи».

Жениться хорошо, да много и досады

Жениться хорошо, да много и досады.
Я слова не скажу про женские наряды:
Кто мил, на том всегда приятен и убор;
Хоть правда, что при том и кошелёк неспор.
Всего несноснее противные советы,
Упрямые слова и спорные ответы.
Пример нам показал недавно мужичок,
Которого жену в воде постигнул рок.
Он, к берегу пришед, увидел там соседа:
Не усмотрел ли он, спросил, утопшей следа.
Сосед советовал вниз берегом идти:
Что быстрина туда должна её снести.
Но он ответствовал: «Я, братец, признаваюсь,
Что век она жила со мною вопреки;
То истинно теперь о том не сомневаюсь,
Что, потонув, она плыла против реки».

* * *

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Первое посмертное издание.
Санкт-Петербург, 1768 год. Типография Императорской Академии наук.











Владельческий переплет. Кожаные бинтовой корешок и уголки.
Сохранность хорошая. Владельческие рисунки.
Факсимиле с рукописи первого посмертного издания собрания сочинений Михаила Васильевича Ломоносова.
Поэтические произведения Ломоносова неоднократно выходили при его жизни отдельными изданиями (оды, послания, «Письмо о пользе Стекла», трагедии, поэма «Петр Великий» и др.), однако прижизненные собрания его сочинений были изданы только два раза. Впервые в 1751 г. в Петербурге выпущенное Академией наук «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова, книга первая» и в 1757 и 1759 гг. в двух книгах в издании Московского университета «Собрание разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова». Произведения Ломоносова, напечатанные при его жизни позднее или оставшиеся неопубликованными, появлялись в посмертных собраниях его сочинений или публиковались в различных изданиях.
Первое посмертное издание сочинений Ломоносова было осуществлено Академией наук в 1768 г. в двух томах под наблюдением А. П. Протасова; оно изобиловало погрешностями. Первая книга издания повторяет единственную «книгу первую» издания 1751 г. В издание вошли художественные сочинения Ломоносова: духовные оды, похвальные оды, похвальные надписи, «Слово похвальное великой государыне императрице Елизавете Петровне», «Ода Ее Императорскому Величеству Екатерине II», стихотворения.

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5


Posts from This Journal by “басни-иллюстрации” Tag