022017_1

почему Шанель не изобретала маленькое черное платье



В 2016 году исполнилось 90 лет маленькому черному платью Коко Шанель.

Мифу о маленьком черном платье Шанель столько же лет, сколько и ему самому. Все верят в то, что в 1926 году мадемуазель Габриэль придумала маленькое черное — и этим сотворила себе прижизненный памятник. Этот миф бесконечно дорог кураторам французских музеев моды, именитым историкам костюма и в особенности Карлу Лагерфельду, который стал куратором целой серии посвященных платью проектов.

Но правда, увы, в том, что Шанель не изобретала это платье. Она изобрела лишь миф о нем.


Реклама маленького черного платья Chanel в журнале Vogue. Париж, 1926 год
© Bibliothèque nationale de France



Маленькое черное платье Chanel. Около 1927 года
© The Kyoto Costume Institute


Венценосный черный

Этот цвет (или, скорее, «нецвет») много раз был в моде и до Шанель. В начале XVI века им увлеклись миланские герцоги и венецианские купцы, любившие похвастать богатством. Благодаря новому хитрому способу обработки окра­шенные в черный цвет ткани не линяли, стоили гораздо дороже, чем прежде, и стали очень популярны среди богатых купцов и модников-аристократов. Именно итальянцы стали первыми сочетать черное с черным, играя на разли­чии фактур. Юноша на портрете работы Бронзино явно гордится своей шелковой черной джуббой (курткой), сквозь разрезы которой видна бархатная подкладка. Не это ли первый вариант «маленького черного»?

В XVII веке этот цвет полюбили голландские бюргеры. А в начале XIX столетия в рыхлые волны черного бархата погрузились бледнолицые романтики. В сере­дине века французская императрица Евгения (испанка по происхождению) ввела черный в повседневную моду. В 1850-е она прославила черные кружев­ные шали и мантильи, в 1860-е — черные испанские платья, кофточки и распашные бурнусы с романтичными названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Обязательной стала отделка из черного сутажа  — на плечах и вдоль рукавов.


Портрет молодого человека. Картина Аньоло Бронзино. 1530-е годы
© Metropolitan Museum of Art



Портрет императора Карла V. Картина Тициана. 1548 год
© Alte Pinakothek



Портрет молодого человека. Картина Джованни Беллини. Около 1500 года
© Musée du Louvre



Портрет Виллема ван Хейтхейссена. Картина Франса Хальса. 1625 год
© Alte Pinakothek



Императрица Евгения позирует в черном платье и кружевной мантилье. Париж, 1859 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Певица Паулина Лукка в черном визитном платье с черными бусами из каменного угля и крестом у ворота. Берлин, 2-я половина 1860-х годов
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Аристократка в черном прогулочном платье со множеством воланов в испанском вкусе. Париж, середина 1860-х годов
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Форменный черный

Но для Шанель это был цвет униформы, унылого сиротского приюта, ее отро­ческих лет. Наряд, который в 1920-е стал «très Chanel», — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — в XIX и начале ХХ века носили девочки из воспитательных домов при монашеских орденах.

Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхожде­ние, превращала детей в единую черно-белую массу, девичий полк, призна­вавший только личные заслуги, слово Божье и наставления монастырских настоятельниц. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом — и в этом, надо сказать, преуспела: биографы до сих пор не знают толком, кто ее отец и как прошло ее детство. Но точно известно, что провела она его в приюте.

Ее «маленькое черное» стало красивым и лаконичным прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль был важен и сам цвет. Черный — демо­кратичный, терпеливый, немаркий и многозначительный. Он хорош пасмур­ным днем и уместен в вечерних интерьерах. То есть имеет превосходный продажный потенциал, чем Шанель и воспользовалась.


Воспитанница приюта в черном платье с белым воротничком. Западная Европа, конец 1870-х — начало 1880-х годов
© Частная коллекция



Воспитанница закрытого учебного заведения для девочек в форменном платье. 1880-е годы
© Частная коллекция


«Маленькие черные» до Шанель

Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.

В январе 1921 года экстравагантная принцесса Люсьен-Мюра появилась на светской вечеринке в платье из черного джерси с кушаком, украшенным кубистической вышивкой, в черном манто и шляпе, с полей которой вялой декадентской паутиной свисали черные кружева шантильи.

У Мюра была конкурентка — неулыбчивая мадам Патри. Ее часто видели на раутах и вечерах в черном шелковом или трикотажном платье и черной накидке.

Французские модельеры Дреколь, Пату, Дженни в 1921–1924 годах предлагали множество «маленьких черных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья, украшенные вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и черным бисером. Были и построже — почти точные прототипы творения Шанель. К примеру, летом 1923 года зоркий глаз хроникера заприметил среди отдыхающих одну даму в подчеркнуто простом (и потому чрезвычайно мод­ном) платье из черного альпака и шелка с белым воротничком и манжетами. Ее изображение мгновенно попало на страницы Vogue под заголовком: «Благородная простота остается главным правилом элегантности».


Принцесса Люсьен-Мюра. Париж, 1-я половина 1920-х годов
Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель.
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Рисунки к статье «Черный и белый доминируют в городской моде» из журнала Vogue. 1924 год
© Bibliothèque nationale de France



Мисс Барклей в маленьком черном платье. Журнал Vogue. 1923 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Аккуратное черное платье с белым воротником дома моды Tollmann. Иллюстрация из журнала Vogue. 1923 год
© Bibliothèque nationale de France



Маленькое черное платье дома моды Jenny. Иллюстрация из журнала Femina. 1923 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Маленькое черное платье немецкого дизайнера Лилли Райх. 1925–1926 годы
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Габриэль все это видела и учитывала. Отмечая явные промахи и ошибки, она скрыто любовалась удачными лаконичными вариантами, сочиненными ее коллегами, и тихо работала над своим. Ее маленькое черное платье из крепдешина , оживленное ловкими геометрическими плиссировками, бижутерией и перчатками, появилось в октябрьском номере журнала Vogue 1926 года — без восклицаний и жирных рекламных заголовков.

Революции не произошло. Шанель не превратилась в главного модельера ХХ века. Она просто стала еще одним парижским мастером в длинной череде тех, кто успел выразить свою любовь черному цвету. Но все же она была чуть талантливее и свое «маленькое черное» сумела превратить в легко запоми­нающуюся формулу, легко применимую к любым обстоятельствам и оттенкам настроения. Она отсекла все лишнее, вычурное, ненужное, дав черному цвету относительную свободу самовыражения, мягко сдерживая его лесками дешевых бус у горловины и деревянными браслетами у манжет.

Успех формулы Шанель — не только в ее экспрессивной простоте, но и в той настойчивости, с которой мадемуазель рекламировала платье в течение 1920-х и напоминала клиенткам о «маленьком черном» в гламурные 1930-е. Ее платье даже назвали «униформой всех женщин с хорошим вкусом». Были «маленькие черные» у Пату, Дреколь, Вионне, Ланвен, Толльманн, Лилли Райх. Но запо­мнили именно версию Шанель.

автор Ольга Хорошилова
источник
модные-правила-коко-шанель


и все таки маленькое черное платье - в моей голове - это она - Коко Шанель)


а вообще, знаете к чему весь этот пост?

все мои черные платьюшки ушли к детке...сами, конечно, сами))

так что мне срочно нужно новое платье!
мне надеть нечего!!!

Posts from This Journal by “история в моде” Tag

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter
Вот что твориться-то? ))) Завороженно смотрела и читала, вспоминала... Думать-то уже нечем, надеть ничего не нужно, да и не хочется.
Ой, был у меня какой-то поклонник, которому пожаловалась на скверное настроение. А он вдруг и выпалил (сдуру, полагаю) - А ты разденься совсем и подойти к зеркалу.
Хотя был чрезвычайно умён при этом, видимо, заклинило на тот момент.
Платьице вспомнила, черное как раз. Настолько универсальное по тем годам (конец 60-х)
эх
Ой, совсем запуталась... Я думала, а потом сопоставила - неее. Мне поначалу вспомнился магазин по талончикам для новобрачных, вроде же там? Отнюдь не тряпичница, но кое-что, совсем не кое-как, поняла. Всего-то кого-то с кем-то перепутала. Но было дело ведь! ))
Году этак 66-ом появилась ткань, не в продаже - "космос". Из нее шили платья, летние пальто (в 50-х из шёлка (настоящего!) пыльники были.
ох, ну это было просто волшебно, не вру! (до сих пор не научилась, дура яяя)
До и по самое никуда был разрез впереди, а сверху вставочка с бусинками вроде. И вот эту вставочку оторвала и на булавочках (английских) - выше-ниже, в зависимости от обстоятельств.... Погоди! В те годы были ведь жабо, хотя мне казалось, жуткая пошлость. Вряд ли помнишь молоденького Магомаева с рюшечками и жабо. Быстренько забацала отдельную вставочку - и на те же маленькие английские булавки.
Да у меня даже в трудовой книжке это отражено, кстати. " Выдыхай, бобёр!" ))
Я как появилась... А со мной такой шикарный мальчик! У него коса из мочалки, а я - бородой из ваты со сверкучей слюдой, прикрывая декольте... Ну, после первого тура вальса, сорвала с декольте ошмётки, вот в спектаклях есть специальный приём - немая сцена... Именно!
Пауза должна быть в тексте, "чем дольше пауза..."
Кажется, даже премию выделили - 25 рублей, не помню формулировки, как и не помню где трудовая книжка теперь. Что-то типа - достижения в поступлении инвалютных рублей. Ржешь?
*
Вывод: платье должно быть именно до середины колена, ровно на два пальца.
Моё недоумение на современность озвучивать не буду. Идиотки! "Полуприкрыв - полуоткрыть", но ведь речь шла всего лишь о промелькнувшей щиколотке тогда.
**
А сказочный мальчик потом зам.министра стал. Тоже недоумение - идиот же, шалопай и разгильдяй. Боялся меня, как огня. )) Но он очень хороший, внимательный и трогательный был в юности.
Насовал мне всего в пакет после банкета. Знал, что зверски голодаю. Так я из такси выпрыгнула уже у метро на "Арбате", а на сдачу еще неделю продержалась, не голодая...
Блин! Как приятно теперь всё вспоминать... )))
И туфельки носила самые дорогие!
волна воспоминаний притащила на берег памяти и жабо, и "космос" и молодого Магомаева)))
это мое детство...детство помнится кусками...и мамины платья....и туфли только дорогие и сумка тоже...и волшебные слова...туфли всегда на размер больше...платье меньше...
Я тебе в мамы гожусь, видимо...
У меня был 34 размер, могла и 33,5 носить, но тесновато. От мамы платьев не осталось, зато...
Я была в таком восторге, когда на даче обнаружила старые сундуки. Вот чего там только не было! Шляпки отдельно, пионерскую форму после революции и т.д.
Манишки, манжеты и воротнички из целлулоида, елочные игрушки... Панталоны женские, когда не было резинок, только тесёмочки. Я - не жгла, да и мне запретили подниматься в захламленные комнаты давно.
Когда мне мама что-то говорила, ссыхалась в ответ. Уже умирая, она мне костюмчик "на руках" шила-лёжа.. Очень шикарный получился костюмчик, кстати. Было мне тогда где-то около 17 лет. Выглядела намного лет старше от усталости и боли (маминой).
Знаешь, вот уже больше полувека прошло, а боль никак не хочет притупиться. Хотя цинизма во мне на сто человек хватит точно.
Лет в 15 мама купила мне платье (в магазине, а не в скупке, как обычно). Скупка - это далеко не комиссионка.
Тётки были в ужасе: - Зина! Ты что ей купила?
- А ну и что, что голое, я из шарфа фигарушку* ей сделаю.

*) фигарушка - накидка на сарафан с рукавчиками-фонариком.
Платье было шикарное, там на юбке был такой приблизительный вырез, на несколько сантиметров - завлекалочка! ))

Мама в детстве тоже меня "обшивала" - на пальто три разные пуговицы, других не было, видимо. ((
Война, теснота, бедность. Ну, голод заодно.
Умерла совсем молодой (48 лет), будучи уже древней старушкой. Каждый божий день воплю: - Мамочка, помоги! ((
Хотя живу в довольствии и праздности, комфорте.
Что толку-то от этого? ((
я 67-го года
и мамы тоже нет уже 15 лет как...никого нет...и вопи, не вопи....слышат они это точно...а надо ли им нас слышать...
да знаю, знаю... Надо отпустить... КАК? ((( Я даже на кладбище после похорон пришла лет через 30... (не помню точно, может больше лет спустя). Старшая сестра заплутала между могилами. Там совершенно дурацкое кладбище, кстати. Она говорит, что там теперь иначе, не знаю, не была... Вышла из ворот, куда-то меня потянуло вдоль забора - дырку какую-то нашла и сразу к могиле подошла. Сестра настолько ошалела, она просто дура! Теперь еще и старая.
Память она ведь... Знаю, что понимаешь... Изредка мама приходит в снах-виденьях. Разной!
Да у меня и слёзы-то последний раз лились ручьем и морем, чтобы никто не видел.
Потом малыш уже средней сестры погиб. Это было за пределами всех земных мук.
Я его нянчила изначально, сама ребенком была. Утром ему за питанем на молочную кухню в темноте, потом несколько раз - кормить в проходную к сестре, пока обратно довезешь, перепеленаешь, обратно пора. Если старшая дура, то средняя - тварь просто. Давно умерла она, а вот моя дочь зачалась именно в тот день, когда среднюю сестру выписывала из роддома с дочкой. Боже мой, в каком же я была бешенстве! Сразу решила отобрать, но девочка быстро умерла.
Не нам судить о чужих поступках, со своими бы грехами разобраться. Прости, ладно?
Ой, ты глянь - я там стишков набросала хотя приличных найти не смогла... Думаю, что у меня они были тоже. Вот как же я люблю Цветаеву! Ей тоже писала слова, она меня - слышала!))
Иногда так могла вдарить больно!
Когда была потребность поплакать, не вижу в этом ничего постыдного. "Поэма конца"...
Рыдаю, как дитя малое, задыхаясь от чувств...
Хотя Герой хмыка не стоит...
И переписка Пастернак - Рильке - Цветаева - полгода всего - с мая по декабрь 26 года.
Еще раз прошу простить меня за многословие...
ой... Молодая... Хотя ни времени, ни возраста не существует. Младшая внучка гораздо умней меня оказалась. Вся в бабку пошла! (Помнишь, у М.Ц.?)
Уже в 61 начала работать, почти сразу по ночам... Потом перерыв - ну, в высотке на Смоленской, потом Гостелерадио... Потом сын в 71 - и ночами-ночами... Дочь в 74, и вот на старости лет посыпались внуки каждые два года - на меня - водопадом! ))) Уже взрослые (почти), судя по уму... Невиноватаяяя!

Edited at 2017-03-31 06:15 pm (UTC)
отпустить...? половину себя не отпустишь...а если случится...то растратишься за даром...
с любовью только, только с любовью...а я переживаю, что слишком часто мы к ним кричим о помощи...детьми так не орали...слишком...мешаем...им нас любить...а сами не умеем...только чувствуем...до кровавого пота....и беспамятных снов
Маленькая ты моя, это как раз не половина, а целостность - неразрывная. Ужас в том, что детям достается расплата... Неведомо за что.
Потом это называется (чувствуется в беспамятстве) жаждой покоя.
Впрочем, рано тебе это знать, хотя в этом нет никакой тайны.
В снах можно найти лишь отдохновение, кровавый пот может быть незримым для остальных. Сила духа заключается в том, чтобы не обременять этим близких.
Вскрикнешь, сделай вид будто чихнула и пошути хоть как-нибудь внятно. И злиться только на себя.
Чрезмерная боль - всего лишь повод уйти в забытье.Таблетки только ведь на время, проще уходить внутрь боли, найти точку...

Как мне теперь обычно на всё говорят: - Забей! Всё купим! ))
И развлекать себя, безусловно. ))
безусловно и пренепременно))

а про целостность теперь и правда мало кто печется...думают, что и это недорогого стоит...
да и бог с ними...и бог им судья

огромное спасибо вам за сегодняшний разговор...
нет, не так...СПАСИБО!!))