Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Categories:

почему Шанель не изобретала маленькое черное платье



В 2016 году исполнилось 90 лет маленькому черному платью Коко Шанель.

Мифу о маленьком черном платье Шанель столько же лет, сколько и ему самому. Все верят в то, что в 1926 году мадемуазель Габриэль придумала маленькое черное — и этим сотворила себе прижизненный памятник. Этот миф бесконечно дорог кураторам французских музеев моды, именитым историкам костюма и в особенности Карлу Лагерфельду, который стал куратором целой серии посвященных платью проектов.

Но правда, увы, в том, что Шанель не изобретала это платье. Она изобрела лишь миф о нем.


Реклама маленького черного платья Chanel в журнале Vogue. Париж, 1926 год
© Bibliothèque nationale de France



Маленькое черное платье Chanel. Около 1927 года
© The Kyoto Costume Institute


Венценосный черный

Этот цвет (или, скорее, «нецвет») много раз был в моде и до Шанель. В начале XVI века им увлеклись миланские герцоги и венецианские купцы, любившие похвастать богатством. Благодаря новому хитрому способу обработки окра­шенные в черный цвет ткани не линяли, стоили гораздо дороже, чем прежде, и стали очень популярны среди богатых купцов и модников-аристократов. Именно итальянцы стали первыми сочетать черное с черным, играя на разли­чии фактур. Юноша на портрете работы Бронзино явно гордится своей шелковой черной джуббой (курткой), сквозь разрезы которой видна бархатная подкладка. Не это ли первый вариант «маленького черного»?

В XVII веке этот цвет полюбили голландские бюргеры. А в начале XIX столетия в рыхлые волны черного бархата погрузились бледнолицые романтики. В сере­дине века французская императрица Евгения (испанка по происхождению) ввела черный в повседневную моду. В 1850-е она прославила черные кружев­ные шали и мантильи, в 1860-е — черные испанские платья, кофточки и распашные бурнусы с романтичными названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Обязательной стала отделка из черного сутажа  — на плечах и вдоль рукавов.


Портрет молодого человека. Картина Аньоло Бронзино. 1530-е годы
© Metropolitan Museum of Art



Портрет императора Карла V. Картина Тициана. 1548 год
© Alte Pinakothek



Портрет молодого человека. Картина Джованни Беллини. Около 1500 года
© Musée du Louvre



Портрет Виллема ван Хейтхейссена. Картина Франса Хальса. 1625 год
© Alte Pinakothek



Императрица Евгения позирует в черном платье и кружевной мантилье. Париж, 1859 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Певица Паулина Лукка в черном визитном платье с черными бусами из каменного угля и крестом у ворота. Берлин, 2-я половина 1860-х годов
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Аристократка в черном прогулочном платье со множеством воланов в испанском вкусе. Париж, середина 1860-х годов
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Форменный черный

Но для Шанель это был цвет униформы, унылого сиротского приюта, ее отро­ческих лет. Наряд, который в 1920-е стал «très Chanel», — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — в XIX и начале ХХ века носили девочки из воспитательных домов при монашеских орденах.

Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхожде­ние, превращала детей в единую черно-белую массу, девичий полк, призна­вавший только личные заслуги, слово Божье и наставления монастырских настоятельниц. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом — и в этом, надо сказать, преуспела: биографы до сих пор не знают толком, кто ее отец и как прошло ее детство. Но точно известно, что провела она его в приюте.

Ее «маленькое черное» стало красивым и лаконичным прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль был важен и сам цвет. Черный — демо­кратичный, терпеливый, немаркий и многозначительный. Он хорош пасмур­ным днем и уместен в вечерних интерьерах. То есть имеет превосходный продажный потенциал, чем Шанель и воспользовалась.


Воспитанница приюта в черном платье с белым воротничком. Западная Европа, конец 1870-х — начало 1880-х годов
© Частная коллекция



Воспитанница закрытого учебного заведения для девочек в форменном платье. 1880-е годы
© Частная коллекция


«Маленькие черные» до Шанель

Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.

В январе 1921 года экстравагантная принцесса Люсьен-Мюра появилась на светской вечеринке в платье из черного джерси с кушаком, украшенным кубистической вышивкой, в черном манто и шляпе, с полей которой вялой декадентской паутиной свисали черные кружева шантильи.

У Мюра была конкурентка — неулыбчивая мадам Патри. Ее часто видели на раутах и вечерах в черном шелковом или трикотажном платье и черной накидке.

Французские модельеры Дреколь, Пату, Дженни в 1921–1924 годах предлагали множество «маленьких черных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья, украшенные вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и черным бисером. Были и построже — почти точные прототипы творения Шанель. К примеру, летом 1923 года зоркий глаз хроникера заприметил среди отдыхающих одну даму в подчеркнуто простом (и потому чрезвычайно мод­ном) платье из черного альпака и шелка с белым воротничком и манжетами. Ее изображение мгновенно попало на страницы Vogue под заголовком: «Благородная простота остается главным правилом элегантности».


Принцесса Люсьен-Мюра. Париж, 1-я половина 1920-х годов
Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель.
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Рисунки к статье «Черный и белый доминируют в городской моде» из журнала Vogue. 1924 год
© Bibliothèque nationale de France



Мисс Барклей в маленьком черном платье. Журнал Vogue. 1923 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Аккуратное черное платье с белым воротником дома моды Tollmann. Иллюстрация из журнала Vogue. 1923 год
© Bibliothèque nationale de France



Маленькое черное платье дома моды Jenny. Иллюстрация из журнала Femina. 1923 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой



Маленькое черное платье немецкого дизайнера Лилли Райх. 1925–1926 годы
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Габриэль все это видела и учитывала. Отмечая явные промахи и ошибки, она скрыто любовалась удачными лаконичными вариантами, сочиненными ее коллегами, и тихо работала над своим. Ее маленькое черное платье из крепдешина , оживленное ловкими геометрическими плиссировками, бижутерией и перчатками, появилось в октябрьском номере журнала Vogue 1926 года — без восклицаний и жирных рекламных заголовков.

Революции не произошло. Шанель не превратилась в главного модельера ХХ века. Она просто стала еще одним парижским мастером в длинной череде тех, кто успел выразить свою любовь черному цвету. Но все же она была чуть талантливее и свое «маленькое черное» сумела превратить в легко запоми­нающуюся формулу, легко применимую к любым обстоятельствам и оттенкам настроения. Она отсекла все лишнее, вычурное, ненужное, дав черному цвету относительную свободу самовыражения, мягко сдерживая его лесками дешевых бус у горловины и деревянными браслетами у манжет.

Успех формулы Шанель — не только в ее экспрессивной простоте, но и в той настойчивости, с которой мадемуазель рекламировала платье в течение 1920-х и напоминала клиенткам о «маленьком черном» в гламурные 1930-е. Ее платье даже назвали «униформой всех женщин с хорошим вкусом». Были «маленькие черные» у Пату, Дреколь, Вионне, Ланвен, Толльманн, Лилли Райх. Но запо­мнили именно версию Шанель.

автор Ольга Хорошилова
источник
модные-правила-коко-шанель


и все таки маленькое черное платье - в моей голове - это она - Коко Шанель)


а вообще, знаете к чему весь этот пост?

все мои черные платьюшки ушли к детке...сами, конечно, сами))

так что мне срочно нужно новое платье!
мне надеть нечего!!!

Tags: coco chanel, история в кадрах, история в моде
Subscribe

Posts from This Journal “история в моде” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments