Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Category:

«Русские сказки»


Ларионов М. Ф. Лес. Эскиз декорации к картине «Баба-Яга» балета «Русские сказки». 1916—1918

«Русские сказки» - сюита хореографических миниатюр на музыку А.К. Лядова; постановка Л.Ф. Мясина, оформление М.Ф. Ларионова при участии Н.С. Гончаровой; Сан-Себастьян, Париж, Лондон, 1916-1918 гг.

В сюиту входили балеты «Кикимора», «Баба Яга», «Бова Королевич и Царевна-Лебедь»...«Коляда-маляда»?

История создания

В 1916 году в Испании Русский балет Дягилева показал одноактный балет Мясина "Кикимора". Это короткое сочинение на музыку симфонической поэмы А. К. Лядова было создано в пору осложнений отношений В. Ф. Нижинского с С. П. Дягилевым, решившим определить Л. Ф. Мясина в качестве балетмейстера труппы. Согласно воспоминаниям С. Л. Григорьева, антрепренёру "представлялось, что Мясин способен стать воплощением всего, что было современным в искусстве, и реализовывать собственные идеи Дягилева. Пока мы пребывали в Риме, он не терял возможности внедрить эти идеи в его сознание. В Риме начался мясинский период в истории Русского балета". В Риме Дягилев предложил Ларионову и Мясину расширить "Кикимору", дополнив её другими картинами на основе русских сказок, для чего была выбрана история о Бабе-Яге и музыка одноимённой симфонической поэмы Лядова 1904, а балет получил название "Русские сказки". В то время в Риме Мясин создал три балета: "Женщины в хорошем настроении", "Русские сказки" и "Парад". В "Русских сказках" Мясин продолжил основанную на народном фольклоре русскую линию, начатую в балетах "Полуночное солнце" и "Кикимора". С точки зрения стилистики произведений Мясина "Русские сказки" заняли место после первого русского балета "Полуночное солнце", первого испанского "Менины" и первого итальянского "Женщины в хорошем настроении". Оформлением балета занимались Ларионов и Гончарова, присоединившиеся в Сан-Себастьяне к труппе Дягилева после её американских гастролей 1916 года. Весной 1917 года на музыку Лядова Мясин сочинил дополнительные сцены "Царевна-лебедь и Бова-королевич" и "Баба-Яга" - так "Кикимора" стала первой сценой балета "Русские сказки". Новый русский балет включил Пролог, Эпилог и 4 картины: "Кикимора", "Бова-королевич и Царевна-лебедь", "Баба-яга", "Коляда". В Прологе появлялся Кукольник и представлял публике двух марионеток - Кикимору и Кота. "В качестве антракта между эпизодами с Царевной-лебедь и последней сценой с Бабой-Ягой я придумал сцену жуткой похоронной процессии, в которой трое крестьян несли на длинных шестах головы дракона, а Кот как главный плакальщик шёл, спотыкаясь, на задних лапах, рыдая в носовой платок". При создании сочинения Мясин заручился поддержкой Дягилева и Ларионова, который выступил не только как оформитель и автор либретто, но и в качестве "консультанта по движению", когда Мясин обращался к нему за советом. В балете декорация "обретает собственную хореографическую партию - танцует Изба Бабы-Яги, роль которой исполняют двое артистов, качается люлька Кикиморы, оживает и пускается в пляс часть кулисы". Результатом такого сотрудничества "оказался великолепный спектакль, отчётливо русский, в трёх эпизодах, связанный интерлюдиями, и завершавшийся необычайно красочной массовой сценой". В "Русских сказках", заявленных как "хореографические миниатюры", изображена древняя Россия, только представлена она в современной версии с задействованием языческих фольклорных персонажей эпохи до крещения Руси. Но, согласно описанию Мясина, в последней сцене "Баба-Яга" Девочка крестится и спасается от людоедки, пытавшейся поймать её при помощи трёх чертей. В 1918 году на гастролях в Лондоне были поставлены "Плач Царевны-лебедь" и интермедии, соединяющие части: отдельные танцы и сцена "Похороны дракона". На всех этапах создания балета, начиная с "Кикиморы" до последней расширенной редакции, Мясин работал с Ларионовым и Гончаровой.

Премьеры

1917, 11 мая - первый показ сюиты хореографических миниатюр и танцев "Русские сказки" в театре Шатле, Париж. Музыка А. К. Лядова, хореография Л. Ф. Мясина. Декорации и сценический занавес М. Ф. Ларионова; костюмы М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. Дирижёр Э. Ансерме, режиссёр С. Л. Григорьев.
Роли и исполнители
Кот - Станислав Идзиковский
Кикимора - Лидия Соколова
Баба-Яга - Николай Кремнёв
Бова-королевич - Леонид Мясин
Девочка - Антонова
Кукольник Прелюдия - Леон Войциховский
Царевна-лебедь - Любовь Чернышёва
Три чёрта у Нортон - Лесные демоны - Охимовский, Максимов, Георгий Язвинский
В отличие от некоторых русских сказок, где Кикимора выступает в мужском обличье, в балете персонаж представлен женской особью. С июля по октябрь 1917 года "Русские сказки" были показаны в вовремя турне по странам Южной Америки.
1918, 23 декабря - премьера новой и окончательной расширенной редакции под названием "Детские сказки" в театре Колизеум, Лондон
Балет вошёл в репертуар труппы Дягилева и со времени первого показа исполнялся ежегодно, будучи представленным на гастролях в известных театрах городов Европы. Последний раз "Русские сказки" были представлены труппой Дягилева 5 мая 1929 года в Опере Монте-Карло, после чего в том же году исполнялась только миниатюра "Баба-Яга": в мае - июне в 22-м Русском сезоне в Театре Сары Бернар Париж и в июле в Ковент Гардене Лондон.

Возобновление

1934, 7 августа - возобновление балета "Русские сказки" труппой Русский балет полковника де Базиля было представлено в театре Ковент Гарден, Лондон. Премьера в Австралии состоялась 5 декабря 1936 года в Театре Его Величества His Majestys Theatre в Мельбурне, после чего показы проходили во время австралийского турне 1936/37 труппы Русский балет Монте-Карло полковника де Базиля.

«Оммаж Роджеру Фраю»
М. Ларионова: русско-английские пересечения в истории «Русского балета Сергея Дягилева»


источник 1
источник 2
Tags: иллюстраторы - художники - 20 век, серебряный век, театральный костюм
Subscribe

Posts from This Journal “театральный костюм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments