Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Categories:

«песочные часы» и тюрбаны. театральный художник кутюрье Поль Пуаре



Переход из XIX в XX век стал для мировой моды символическим: тягу к роскоши и культ «женственной» красоты медленно, но верно вытеснили практичный подход к одежде и пришедшие вместе с ним новые, щадящие женское тело и здоровье, силуэты.

Мода, требовавшая жертв
Если на рубеже столетий девушки по-прежнему шли на немалые жертвы ради красоты, то к концу первого десятилетия нового века в стиле наметились тенденции, определившие развитие моды на годы вперед, а именно влияние заморских стран, демократичные фасоны и новаторские идеи дизайнеров-реформаторов.

Представления об идеальной женщине конца XIX века никак нельзя назвать разнообразными: в почете были обладательницы фигуры типа «песочные часы», большое внимание уделявшие всяческим украшениям, кружеву, оборкам и роскошно декорированным аксессуарам.


Те, кому не посчастливилось обладать заветными «правильными» пропорциями, добивались изящных изгибов, утягивая фигуру, а если учесть тот факт, что идеальной считалась талия обхватом 42-45 сантиметров, «корректировать» образ приходилось практически всем.

Силуэты платьев были соответствующие: акцент на талии, зауженные на бедрах и расклешенные книзу юбки со шлейфом. Подол часто расшивали кружевом или украшали аппликациями и цветами. Узкие рукава и воротник-«стойка» не позволяли женщинам начала века свободно передвигаться и вообще чувствовать себя комфортно, однако в те годы у моды такой цели и вовсе не было — главной задачей девушек считалось стремление к внешнему совершенству.


Неудивительно, что в основном светские дамы меняли наряд несколько раз в день, из платья для дневной прогулки переодеваясь в более торжественный вечерний костюм. Процесс переодевания вместе с прической и подбором аксессуаров занимал немало времени, зато за ужином самые состоятельные дамы поражали гостей нарядами, расшитыми драгоценными камнями и украшенными меховой оторочкой.

При всем внешнем великолепии образов, новый век и меняющийся мир требовали модных реформ и «освобождения» женщин из-под гнета корсетов и односторонних представлений о красоте.

Стремление к удобству и «рациональная одежда»

Пионером в модной реформе можно назвать Лондон: именно там в 1884 году прошла выставка, представившая миру новый свободный фасон платья, которое, согласно описанию, «наносило меньший вред женскому здоровью».

Примечательно, что женский наряд был одним из экспонатов Международной выставки здоровья — в то время именно врачи первыми забили тревогу и выступили за новый подход к одежде, а за три года до этого в Лондоне даже появилась «Ассоциация рациональной одежды».



Новый крой платья позволял женщинам двигаться свободно, а не мелкими шажками, кроме того, теперь не нужно было носить корсет и подчеркивать стройность: юбка начинала расширяться прямо под грудью, свободно ниспадая, а не обтягивая тело.

Знаменитый лондонский магазин Liberty первым взял на вооружение зарождающийся тренд и предложил покупателям модель, похожую на представленное на выставке платье. Однако на распространение нового фасона по Европе ушло еще около двадцати лет: мастера из разных стран после посещения Лондона, вдохновленные новаторскими идеями, создавали одежду и выставляли ее на продажу уже у себя на родине.



Помимо меньшего вреда для здоровья, платья нового кроя упрощали быт: теперь женщины могли одеваться без помощи горничной и не придерживать подол при ходьбе. Длина «рациональной» юбки доходила до щиколоток, а от шлейфа и вовсе решено было избавиться.

Элементы стиля ар-нуво отошли в прошлое стараниями художников и модельеров по всей Европе, однако настоящим революционером, подарившим дамам новый взгляд на моду и самих себя, стал французский мастер Поль Пуаре, чьи творения повлияли на дальнейшее развитие индустрии.

Поль Пуаре: мода как праздник


Поль Пуаре (20.04.1879 – 30.04.1944)

В юности шитье и кройка были для Пуаре скорее увлечением: на жизнь молодой человек зарабатывал торговлей зонтами. Однако стремление к постоянному расширению знаний и умений вкупе с трудолюбием дали свои плоды: в 1896 году Пуаре предложили работу в парижском салоне модельера Жака Дусе.


Именно здесь к начинающему кутюрье пришла слава: наряды, которые он создавал для популярных актрис того времени, тут же попадали в центр внимания парижских светских дам, и скоро о молодом даровании знали практически все модницы французской столицы.

Количество заказов и все возрастающий интерес со стороны клиенток позволили Полю уже в 1903 году открыть собственный салон. Именно здесь модельер встречал клиенток и представлял им платья с завышенной талией и плавными линиями. Немалую роль в появлении такого демократичного фасона сыграла жена Пуаре Дениз Буле — непохожая на классических красавиц того времени, она стала музой своего мужа, для которой он создавал индивидуальные, подчеркивавшие ее красоту, наряды.

Французский модельер не ограничился реформой фасонов, и с его подачи пастельная гамма нарядов сменилась на смелые яркие сочетания цветов в одежде: на парижских приемах теперь блистали дамы в желтых, зеленых, оранжевых платьях. Новаторским был и сам подход кутюрье к моде: именно Поль Пуаре первым стал устраивать показы платьев, превращая этот процесс в своеобразные шоу с отсылкой к другим видам искусства.


Приходя в салон на улице Обер, клиентки дизайнера попадали в атмосферу праздника, где в интерьерах, обставленных шикарной мебелью и зеркалами во весь рост, их взгляду представали яркие наряды, украшенные бисером, китайской вышивкой, тюлем и жемчугом.

Простота кроя многих нарядов позволяла модельеру не ограничивать себя в декоре костюмов. Вокруг каждого своего платья Пуаре мог создать отдельную историю и преподносил наряды клиенткам вместе с увлекательными рассказами и представлением.


Кроме того, модельер выпускал собственные каталоги одежды, над оформлением которых трудились лучшие парижские художники. Превратив свою работу в мини-индустрию, Пуаре вскоре открыл в Париже еще несколько салонов.

Поль Пуаре: мода как театр

Театр начал интересовать нашего героя очень рано: «На исходе детства меня занимали три вещи – учеба, общение с друзьями и театр, которым я так увлекся, что почти каждый вечер проводил в зрительном зале». Эти строки мы читаем в начале книги в главе «Молодость». Далее Пуаре описывает атмосферу, царящую в зрительном зале и особое внимание уделяет костюмам: «В то время в партере сидели в шляпах: это были маленькие матерчатые шляпки, иногда с завязками под подбородком, увитые яркими цветами, пармскими фиалками или геранью. И партер выглядел как огромная клумба. На рукавах платья были огромные буфы с прорезями и вставками из другой ткани, а во время антрактов в фойе шуршащие юбки подметали паркет рюшами и воланами, которые, впрочем, так и назывались – метелки. Видел я и турнюры, о коих мог бы сказать словами Франсуа Коппе: «…А мне это не показалось таким уж смешным».


Модель Дома Жака Дусе, 1897 г. (слева) / Актриса Габриэль Режан (справа)

Пуаре начинал свою деятельность в области моды в Доме месье Дусе. Там он познакомился с Габриэль Режан. В 1899 году для этой прекрасной актрисы он создал великолепное, как он пишет в своих мемуарах «сногсшибательное манто» к спектаклю «Заза»[5]. Это было черное тюлевое манто на чехле из черной тафты, которое Бийотэ – знаменитый в то время художник по веерам, расписал огромными красно-лиловыми и белыми ирисами. Сквозь тюль были продернуты две широкие атласные ленты – красно-лиловая и фиолетовая, которые обхватывали плечи и завязывались спереди затейливым узлом, заменяя застежку. «Вся печаль романтической развязки, вся горечь четвертого акта были в этом необычайно выразительном манто, и когда Режан появлялась в нем на сцене, публика уже предчувствовала грустный финал…. После этого я стал признанным мастером как в фирме Дусе, так и во всем Париже. Надев мое манто, Режан проложила мне путь к успеху»


Актриса Габриэль Режан

Молодой Пуаре встретил в салоне Дусе всех знаменитостей той эпохи. Среди них были Марта Брандес, Тео, Мэри Гарден, Рейшамбер. Молодой кутюрье самозабвенно любил театр и каждый раз приходил в восторг, когда ему «выпадало счастье делать костюмы для какого-нибудь спектакля, которые каждый год давали в «Эпатан» на улице Буасси-д-Англа». Один раз был заказ для кордебалета «Опера» - военные костюмы эпохи Наполеона. Пуаре прекрасно справился с этим поручением, предварительно досконально изучив все тонкости военного костюма эпохи Наполеона, консультировался со специалистами и коллекционерами униформы XIX века, подолгу беседовал с Эдуардом Детаем.

Работая у Дусе, Пуаре участвовал в создании одежды для знаменитейших и самых красивых женщин: танцовщица и писательница Лиана Пужи, танцовщица и куртизанка Эмильена Алансон, певица и танцовщица звезда парижского кабаре «Фоли-Бержер» Каролина Отеро (прекрасная Отеро), актриса Маргарита Брезиль, знаменитая французская фигуристка, звезда ревю «Ледяной дворец» Лиана де Ланси и так далее. Этим женщинам поклонялись принцы и даже короли.

В 1909 году в Париже прошли гастроли «Русских сезонов» Сергея Дягилева, и на фоне общеевропейского увлечения культурой Востока (куда относили и Россию), выступление вызвало восторг французских зрителей. Поль Пуаре, в очередной раз почувствовав потребности публики, стал экспериментировать с ориентализмом: наряду с платьями дизайнер предложил клиентам шаровары, юбки-брюки и тюрбаны, щедро расшитые восточным орнаментом.

В моду вошли туники — их дамы носили с широкими брюками, - а также платья-халаты. Увлечение Востоком коснулось и верхней одежды: одной из самых популярных моделей стало пальто, перехваченное на талии поясом наподобие кимоно.


Сестры Долли в свадебных нарядах от Поля Пуаре (фрагмент). 1921 г.

Ряд некоторых допущенных молодым кутюрье оплошностей послужили Дусе поводом разорвать деловые отношения. В частности, когда Пуаре без предупреждения проник на репетицию «Орленка», где играла Сара Бернар (для нее он создал к этому спектаклю костюмы, один из которых белый, завязанный на талии шарфом), и позволил себе довольно нескромно прокомментировать сцену битвы под Ваграмом. Его реплики были услышаны и Сара Бернар посетовала на это Дусе.

Некоторое время спустя, Поль был призван в армию. Как большинство художников, нетерпящих жизни по уставу, отношения с начальством сразу не заладились, зато когда в части стали готовиться к празднику, посвященному столетию битвы при Вальми, он написал пьесу, где были показаны все приметы армейской жизни, сам набрал труппу. В этом спектакле Пуаре играл роль Французской Армии и исполнял куплеты собственного сочинения. Любовь к театру и здесь проявилась ярко, многогранно.


Актриса Сара Бернар (слева) / Актриса Габриэль Режан (справа)

В своих мемуарах кутюрье пишет, что создание театральных костюмов было для него очень значимой деятельностью, что он смог понять потребности новой эпохи и удовлетворить их. Несомненно так.

Революционным было художественное решение сценического оформления спектакля «Минарет». Сама пьеса, по которой поставили спектакль, по словам Пуаре, была никудышней, главный интерес представляли костюмы и декорации. Он пишет: «Впервые художник по костюмам и декораторы, стремясь к одной цели, объединили усилия. Если раньше кутюрье отправлял готовые платья в театр, не зная под каким соусом их подадут, при каком освещении и на каком фоне они будут показаны на сцене, то теперь мы вчетвером – мои друзья Ронсэн, Марк Анри, Лаверде и я – выработали основные, несложные принципы отбора и сочетания цветов и договорились соблюдать их»[12]. Каждому акту соответствовало определенное сочетание цветов. Так, первый акт был синим и зеленым, второй – красным и фиолетовым. «Контраст между свежестью первого акта и страстностью второго произвел желаемое действие»[13]. Увидев красные деревья и фиолетовые цветы с золотыми бликами и черными пятнами, публика дружно ахала. «Роскошь этого цветового решения была похожа на мощный органный аккорд»[14]. Волнение публики усилилось во время третьего акта. Он был черно-белый, украшенный жемчугом и бриллиантами. Лишь костюм Клодиюс, который играл Евнуха, был светло-зеленого цвета, привносил «кисло-сладкую ноту».


Сара Бернар в оригинальном головном уборе (слева) / Тюрбан. Модель Поля Пуаре, 1911 г. Художник Жорж Лепап (справа)

Поль Пуаре оформил несколько постановок. Вот описание костюмов к спектаклю «Чем больше перемен…» по пьесе Рипа: «Я применил свой обычный метод: для каждого явления выбрал два цвета и представил их во всем многообразии оттенков, от самого насыщенного, до самого бледного. Например, белый и синий или оранжевый и лимонно-желтый.<…>. На голове Изабеллы Боварской (Спинелли) красовался огромный чепец, а ее придворные дамы ходили в высоких конусообразных шляпах»[15]. Для костюмов к одному из явлений пьесы Пуаре выбрал красный и синий цвета, чтобы вызвать у зрителя ассоциацию со средневековыми книжными миниатюрами. На сцене можно было увидеть все оттенки красного и синего с добавлением золота.

На сцене «Ренессанса» была поставлена «Афродита», где знаменитый кутюрье тоже выступил в роли театрального художника.


Вечернее платье Пуаре (туника в форме абажура поверх длинной юбки). Художник Жорж Лепап (слева) / Вечернее платье «Фруктовое мороженное». Поль Пуаре. Gazette du Bon Ton - № 1. Январь, 1914 г. (справа)

Помимо радостных воспоминаний о работе для театра, в мемуарах есть и довольно грустные, неприятные воспоминания. Когда ставили один из спектаклей в «Казино де Пари», Пуаре создал костюм для актрисы Мистингетт. Актриса должна была изображать розу. Кутюрье вложил большую фантазию и средства, превышающие его гонорар за эту работу, но он об этом не задумывался: «Мне хотелось создать нечто действительно прекрасное. И моя роза стала поистине царицей цветов»[16]. Это чудо было таким: юбка-кринолин состояла из огромных лепестков, отходивших от зеленого бархатного корсажа, который изображал чашечку цветка. Дополнением была бархатная шапочка в виде стебелька с ответвлениями, окаймленными бриллиантами. Неприятность заключалась в том, что на первой репетиции актриса заявила, что в платье невозможно танцевать и она отказывается в нем выступать, затем она сочиняла все новые придирки. Позднее обнаружилось, что ею был подписан контракт, который обязывал ее носить на сцене и в жизни только те платья, которые были созданы одной из бывших сотрудниц Дома Поля Пуаре. Но каково же было потрясение и разочарование кутюрье, когда на следующий день Мистингетт вышла точно в таком же платье, накануне раскритикованном, - копии его модели.


Костюм «Сады Версаля». Поль Пуаре. Gazette du Bon Ton - № 4. Февраль, 1913 г. (слева) / Платье и накидка. Поль Пуаре. Gazette du Bon Ton - № 1. Февраль, 1920 г. (справа)

Он создавал костюмы для спектаклей «Театра дез Ар» и для других известных в то время театров и театральных клубов. Наличие костюмов от Поля Пуаре было знаком престижа и вкуса.

Кутюрье оказал влияние на многие творческие личности того времени. Например, к работе над эскизами моделей был привлечен Жорж Лепап, который на момент сотрудничества с Пуаре практически был неизвестен. Их сотрудничество началось в 1911 году. В своих мемуарах Пуаре утверждает, что именно он развил вкус художника и очень этому рад. Скорее всего, так и было, ведь в тени гениев расцвело много талантов, тому есть множество примеров.


Туфли и вечерняя шапочка. Поль Пуаре

Театр настолько органично вошел в жизнь модельера, что из страстного увлечения превратился в образ жизни. Пуаре окружал себя интерьерами, подобными роскошным театральным декорациям, оформлял витрины своего модного дома в духе сценографического искусства, режиссировал турне показов мод и показы в своем знаменитом особняке. О его костюмированных праздниках говорил весь Париж. Именно о них пойдет речь в следующей статье...Театрализованные праздники короля моды Поля Пуаре

источник 1
источник 2

Tags: история в кадрах, история в моде, серебряный век, театр, театральный костюм
Subscribe

Posts from This Journal “театральный костюм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment