022017_1

чертополох



одиночество перед лицом смерти

Чертополох (справа). Миниатюра из травника. Италия, около 1280–1310 годов
The British Library


Разнообразным колючим растениям, которые в старинных травниках упоми­наются под именем чертополоха, приписывались свойства «сухие» и «горячие».
Поэтому колючками лечили «влажные» и «холодные» болезни, от избытка флегмы до меланхолии, и поэтому они наделялись «мужскими» качествами — и могли их усиливать.


Кристиан Янс ван Стрип. Цветы, ящерица и бабочки. Нидерланды, 1650–1660 годы

Государственный Эрмитаж

В частности, Плиний Старший утверждал, что отвар чертополоха увеличает женскую плодовитость и способствует зачатию маль­чиков.


Франс Хальс. Семейный портрет Исаака Массы и его жены. Нидерланды, около 1622 года

Rijksmuseum, Amsterdam

В живописи Ренессанса эта специфическая связь выражалась в том, что чертополох, изображенный рядом с мужским персонажем, мог усиливать его мужественность — и даже замещать отсутствующего на полотне героя.


Ян Вермеер. Диана со спутницами. Нидерланды, 1655 год

Mauritshuis / Wikimedia Commons

Например, на картине Вермеера «Диана со спутницами» чертополох рядом с богиней намекает на приближение Актеона. Народное название расте­ния «мужская верность» объясняет и появление чертополоха на «Семейном портрете» Франса Хальса.


Альбрехт Дюрер. Автопортрет с чертополохом. Германия, 1493 год
Musée du Louvre / Wikimedia Commons


Более сложный случай представляет собой «Автопортрет с чертополохом» моло­дого Дюрера, на котором нарядно одетый художник держит в руке сине­головник (его вместе с другими сложноцветными колючками могли назы­вать чертополохом).

Портрет был написан незадолго до свадьбы художника с Агнес Фрей и мог предназначаться в подарок невесте; однако надпись в верхней части картины говорит о предопределении и тем самым связывает работу с христианскими мотивами.
Этот смысл стал приписываться колючим расте­ниям благодаря ассоциациям с терновым венцом Христа и Страстями: шипы и острые листья сообщали о грядущем страдании и искуплении, о суде над Христом, о печали и оплакивании, об одиночестве перед лицом смерти.

В этом качестве чертополох и его родственники попадали на шпалеры , жанровые полотна и натюрморты: колючки, выглядывающие из-под пышных цветов, воплощали бренность жизни; колючки, растущие у ног отшельника, говорили об испытаниях тела и духа.


Миниатюра из часослова Марии Бургундской. 1485–1490 годы

The British Library

Один из ранних примеров такой символи­ки — бордюр из чертополоха, которым миниатюрист украсил часослов Марии Бургундской , после того как его заказчица умерла, разбившись на охоте.

Наконец, один из видов чертополоха — расторопша пятнистая — стал одним из символов Богородицы. Изображение колючего растения вместе с белоснеж­ной лилией было знаком чистоты и избранности и, согласно толкованиям средневековых богословов, отсылало к Песни Песней («Что лилия между тер­нами, то возлюбленная моя между девицами»). Ученая интерпретация этой связи привела, например, к учреждению герцогом Бурбонским Людовиком II Добрым ордена Богоматери Чертополоха (поводом послужила герцогская помолвка). Народная же интерпретация привела к вере в чудесную силу расторопши увеличивать количество грудного молока.

источник


promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter
Спасибо, очень интересно про чертополох! Отличный пост!
Казалось бы простая травка... Очень интересно!