Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Categories:

чертополох



одиночество перед лицом смерти

Чертополох (справа). Миниатюра из травника. Италия, около 1280–1310 годов
The British Library


Разнообразным колючим растениям, которые в старинных травниках упоми­наются под именем чертополоха, приписывались свойства «сухие» и «горячие».
Поэтому колючками лечили «влажные» и «холодные» болезни, от избытка флегмы до меланхолии, и поэтому они наделялись «мужскими» качествами — и могли их усиливать.


Кристиан Янс ван Стрип. Цветы, ящерица и бабочки. Нидерланды, 1650–1660 годы

Государственный Эрмитаж

В частности, Плиний Старший утверждал, что отвар чертополоха увеличает женскую плодовитость и способствует зачатию маль­чиков.


Франс Хальс. Семейный портрет Исаака Массы и его жены. Нидерланды, около 1622 года

Rijksmuseum, Amsterdam

В живописи Ренессанса эта специфическая связь выражалась в том, что чертополох, изображенный рядом с мужским персонажем, мог усиливать его мужественность — и даже замещать отсутствующего на полотне героя.


Ян Вермеер. Диана со спутницами. Нидерланды, 1655 год

Mauritshuis / Wikimedia Commons

Например, на картине Вермеера «Диана со спутницами» чертополох рядом с богиней намекает на приближение Актеона. Народное название расте­ния «мужская верность» объясняет и появление чертополоха на «Семейном портрете» Франса Хальса.


Альбрехт Дюрер. Автопортрет с чертополохом. Германия, 1493 год
Musée du Louvre / Wikimedia Commons


Более сложный случай представляет собой «Автопортрет с чертополохом» моло­дого Дюрера, на котором нарядно одетый художник держит в руке сине­головник (его вместе с другими сложноцветными колючками могли назы­вать чертополохом).

Портрет был написан незадолго до свадьбы художника с Агнес Фрей и мог предназначаться в подарок невесте; однако надпись в верхней части картины говорит о предопределении и тем самым связывает работу с христианскими мотивами.
Этот смысл стал приписываться колючим расте­ниям благодаря ассоциациям с терновым венцом Христа и Страстями: шипы и острые листья сообщали о грядущем страдании и искуплении, о суде над Христом, о печали и оплакивании, об одиночестве перед лицом смерти.

В этом качестве чертополох и его родственники попадали на шпалеры , жанровые полотна и натюрморты: колючки, выглядывающие из-под пышных цветов, воплощали бренность жизни; колючки, растущие у ног отшельника, говорили об испытаниях тела и духа.


Миниатюра из часослова Марии Бургундской. 1485–1490 годы

The British Library

Один из ранних примеров такой символи­ки — бордюр из чертополоха, которым миниатюрист украсил часослов Марии Бургундской , после того как его заказчица умерла, разбившись на охоте.

Наконец, один из видов чертополоха — расторопша пятнистая — стал одним из символов Богородицы. Изображение колючего растения вместе с белоснеж­ной лилией было знаком чистоты и избранности и, согласно толкованиям средневековых богословов, отсылало к Песни Песней («Что лилия между тер­нами, то возлюбленная моя между девицами»). Ученая интерпретация этой связи привела, например, к учреждению герцогом Бурбонским Людовиком II Добрым ордена Богоматери Чертополоха (поводом послужила герцогская помолвка). Народная же интерпретация привела к вере в чудесную силу расторопши увеличивать количество грудного молока.

источник


Tags: ботаническая иллюстрация - травы, история в медицине, пасха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments