одиночество перед лицом смерти
Чертополох (справа). Миниатюра из травника. Италия, около 1280–1310 годов
The British Library
Разнообразным колючим растениям, которые в старинных травниках упоминаются под именем чертополоха, приписывались свойства «сухие» и «горячие».
Поэтому колючками лечили «влажные» и «холодные» болезни, от избытка флегмы до меланхолии, и поэтому они наделялись «мужскими» качествами — и могли их усиливать.
Кристиан Янс ван Стрип. Цветы, ящерица и бабочки. Нидерланды, 1650–1660 годы
Государственный Эрмитаж
В частности, Плиний Старший утверждал, что отвар чертополоха увеличает женскую плодовитость и способствует зачатию мальчиков.
Франс Хальс. Семейный портрет Исаака Массы и его жены. Нидерланды, около 1622 года
Rijksmuseum, Amsterdam
В живописи Ренессанса эта специфическая связь выражалась в том, что чертополох, изображенный рядом с мужским персонажем, мог усиливать его мужественность — и даже замещать отсутствующего на полотне героя.
Ян Вермеер. Диана со спутницами. Нидерланды, 1655 год
Mauritshuis / Wikimedia Commons
Например, на картине Вермеера «Диана со спутницами» чертополох рядом с богиней намекает на приближение Актеона. Народное название растения «мужская верность» объясняет и появление чертополоха на «Семейном портрете» Франса Хальса.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет с чертополохом. Германия, 1493 год
Musée du Louvre / Wikimedia Commons
Более сложный случай представляет собой «Автопортрет с чертополохом» молодого Дюрера, на котором нарядно одетый художник держит в руке синеголовник (его вместе с другими сложноцветными колючками могли называть чертополохом).
Портрет был написан незадолго до свадьбы художника с Агнес Фрей и мог предназначаться в подарок невесте; однако надпись в верхней части картины говорит о предопределении и тем самым связывает работу с христианскими мотивами.
Этот смысл стал приписываться колючим растениям благодаря ассоциациям с терновым венцом Христа и Страстями: шипы и острые листья сообщали о грядущем страдании и искуплении, о суде над Христом, о печали и оплакивании, об одиночестве перед лицом смерти.
В этом качестве чертополох и его родственники попадали на шпалеры , жанровые полотна и натюрморты: колючки, выглядывающие из-под пышных цветов, воплощали бренность жизни; колючки, растущие у ног отшельника, говорили об испытаниях тела и духа.
Миниатюра из часослова Марии Бургундской. 1485–1490 годы
The British Library
Один из ранних примеров такой символики — бордюр из чертополоха, которым миниатюрист украсил часослов Марии Бургундской , после того как его заказчица умерла, разбившись на охоте.
Наконец, один из видов чертополоха — расторопша пятнистая — стал одним из символов Богородицы. Изображение колючего растения вместе с белоснежной лилией было знаком чистоты и избранности и, согласно толкованиям средневековых богословов, отсылало к Песни Песней («Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами»). Ученая интерпретация этой связи привела, например, к учреждению герцогом Бурбонским Людовиком II Добрым ордена Богоматери Чертополоха (поводом послужила герцогская помолвка). Народная же интерпретация привела к вере в чудесную силу расторопши увеличивать количество грудного молока.
источник