022017_1

русские травники, лечебники, аптекарский огород и монастырские больницы



Первые медицинские энциклопедии на Руси — травники и лечебники.
Аптека «с немцем» и Аптекарский огород.
Монастырские больницы и «народные врачеватели».


Медицинская книга на Руси

Древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники. Описания врачеваний можно найти в изборниках («Изборник великого князя Святослава Ярославича»), евангелиях («Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие») и житиях («Повесть о Петре и Февронии»).



Из этих старинных летописей и книг, которых, к слову, до нашего времени дошло всего 200 экземпляров, можно узнать, что набольшей популярностью пользовались лекарства из полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цветов липы, листьев берёзы, коры ясеня, можжевеловых ягод.



Позже в Московском государстве появились прототипы аптек — «зелейные лавки», в которых торговали различными травами и приготовленными на их основе лекарствами. При Иване Грозном в Москве открываются аптеки с «немцем», т. е. иностранцем. Приблизительно в это же время врачом Строгановских солеварен в XV веке был составлен «Лечебник Строгановских лекарств о врачевании от всяких болезней и о всяких зелейных спусках».



В XVII веке в русской медицинской литературе появились так называемые «Вертограды» (сады), составители которых рассказывали не только о приёмах изготовления лекарств и некоторых химических операцих, но и о поведении врача с пациентами: «Пришедшему лекарю к больному человеку сести подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению болезненного человека». Обычно «Вертоград» начинался вопросом: «Грех ли прибегать к хитростям врачебным?» Тут же давался ответ: медицинское искусство нужно «как земледелие»

РЕЦЕПТЫ "ПРОХЛАДНОГО ВЕРТОГРАДА"

Эти несколько советов взяты из рукописи XVII века под названием "Книга глаголемая Прохладный Вертоград. Лечебник патриаршего келейника Филагрия". Адаптация книги для современного читателя выполнена сотрудницей Российской государственной библиотеки Т. Исаченко.

От кашля:

"Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом подержать во рту, чтобы растаял, и глотать - оздоравливает легкие и от кашлю избавляет".

"Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине - кашель тушит и легостно откашление творит".

"Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет".

"Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить - вредительный кашель у них уймется".

"Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить - старый кашель уймет".

От головной боли:

"Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну - помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет".

"Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе - болесть главная тушится".

"Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим - вычистит мозг от мокрости, от которой глава больна бывает".

"Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем - то пристоит тем, у которых глава болит".

Аптекарский огород

В России с давних времен любят травы, доверяют их целительному действию. У восточных славян письменность появилась только в X веке, но уже в одном из ранних памятников древнерусской культуры "Изборник Великого князя Святослава Ярославовича", датированном 1073 годом, приводится описание лекарственных растений. Первый русский лечебник "Мази" был составлен внучкой Владимира Мономаха - Евпраксией. В 1581 году при Иване IV появилась первая Аптекарская изба, которая обслуживала только царский двор. В 1620 году был создан специальный Аптекарский приказ, ведающий сбором лекарственных растений. В 1654 году в Москве открылась первая медицинская школа, которая готовила врачей и аптекарей.

В XVIII веке в Москве возникли аптекарские огороды - сады, где разводили лекарственные растения: у стен Кремля (Красные набережные сады), за Мясницкими воротами, в Немецкой слободе.
В садах также сажали яблони, вишни, малину — их плоды использовались лекарями.
Были еще и «верховые сады», разбитые на крышах Кремля, где выращивали в ящиках шалфей, руту, мяту и другие ароматические травы.

Готовили лекарства на "поварнях", где уже использовали технологию получения дистиллированной воды ("пропущение вод") по немецкой книге Иеронима Брауншвейгского (Страсбург, 1537 год).

Петр I приказал создать аптекарские огороды во всех крупных городах, при военных госпиталях. В Петербурге для такого огорода был выделен Аптекарский остров, ставший впоследствии Ботаническим институтом РАН.
Петр I лично выписывал травы из Москвы в Петербург и просил, чтобы дорожки обсаживались ромашкой и мятой, «кои пахнут».

Были также устроены крупные плантации лекарственных растений в Астрахани и в городке Лубны под Полтавой.

В 1754 году медицинская канцелярия прекратила ввоз лекарственных растений из-за границы.
В первую русскую фармакопею, изданную на латинском языке в 1798 году, вошло около 300 лекарственных растений, из которых более половины произрастают только в Сибири. Активное участие в ее создании принял известный русский естествоиспытатель И. И. Лепехин.


Аптекарский огород

По легенде, еще при основании сада сам Петр посадил здесь три хвойных дерева: ель, пихту и лиственницу «для научения граждан в их различии».

В 1798 году открывается Медико-хирургическая академия, ставшая центром по изучению лекарственных растений. Планомерно создавались плантации лекарственных растений, опытные станции, фармацевтические предприятия по производству фитосредств, научно-исследовательские учреждения. В частности, в 1931 году под Москвой основан Всесоюзный институт лекарственных и ароматических растений.


Схема Сада 1807 года


Вид на пальмовую оранжерею

В 1850-х годах была предпринята серьезная реконструкция сада с целью сделать его более привлекательным для горожан. У прежде сугубо научного заведения возникла новая функция: сад превратился в любимое москвичами место отдыха. Часть его была «отделана в английском вкусе», появилось много цветов, и «для удобства посетителя наставлены по разным местам скамейки и диваны». И. Е. Репин, бывавший в саду, записал как-то в дневнике:
"В университетском саду много милого мужичья да бабья, несмотря на высокую входную плату."


Живописный старинный пруд

Еще в XVIII веке в аптекарском огороде был устроен пруд по технологии так называемого «глиняного замка» — дно его было выстлано несколькими слоями серой гжельской глины. Первоначально пруд имел прямоугольную форму; а в середине XIX века, в соответствии с модой на пейзажные сады «в английском вкусе», ему придали свободные очертания, сохранившиеся до наших дней

XX век — Советский период


Вход в Ботанический Сад


Летняя экспозиция суккулентов, возле субтропической оранжереи.

Монастырские больницы и «народные врачеватели».

В XI в. стала развиваться монастырская медицина, появились монастырские больницы. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил больницы в Переяславе. Позднее они появились в Новгороде, Смоленске и других городах.

Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям.

Исторические параллели: При княжеских и боярских дворах на Руси издавна служили светские лекари («лечцы»), как русские, так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании». К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец).

«Киево-печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой.

Упоминают хроники Киево-Печерской лавры и о «преподобном Алимпии». Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди». Больных и сирых, в том числе и душевнобольных, с XI века было принято отправлять в монастыри. Во многих монастырских больницах практиковали искусные во врачевании монахи. «Киево-Печерский патерик» содержит перечень требований к ним: лечцы должны были, ухаживая за больными, выполнять самую черную работу; быть терпимыми в обращении с ними; не заботиться о личном обогащении. Некоторые монахи-лечцы были впоследствии канонизированы православной церковью.

При монастырях часто содержались больничные палаты. Берестяные грамоты начала XIV в. сообщают о существовании монастырских больниц в древнем Новгороде. В первой половине XVI в. была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь была специальная больничная библиотека. Монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводом греческих и латинских книг медицинского содержания. При этом дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В начале XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, на территории которого располагались больничные палаты, его основатель монах Кирилл Белозерский (1337— 1427) перевел с греческого небольшой рукописный трактат «Галиново на Иппократа» — комментарии Галена на сочи-нение одного из врачей школы Гиппократа «О природе человека». В дальнейшем это сочинение часто включалось в состав многочисленных травников и лечебников и приобрело широкую популярность.

До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава, поскольку решения его были сформулированы в сборнике, содержащем 100 глав. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Исторические хроники сообщают также о владетельных людях, которые заботились о больных, видя в этом христианский долг. Так, советник царя, начальник Челобитного приказа А.Адашев «питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных и собственными руками отмывал их».

О «народных врачевателей» говорится также в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, составленном при Ярославе Мудром. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

источник 1
источник 2
источник 3
Три века истории. Аптекарский огород


Posts from This Journal by “история в медицине” Tag

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter