022017_1

ирис

1visita.jpg

В западноевропейской художественной традиции ирисы ассоциируются прежде всего с болотами, берегами рек и рукодельными прудами в мона­стырских и дворцовых садах, хотя среди трехсот видов ирисовых встречаются жильцы и полупустынь, и сухого взморья.

По одной из версий, «геральди­ческая лилия», символ французских королей и еще десятков европейских благородных кланов, — тоже ирис: сначала желтые ирисы-касатики, росшие на берегах речки Лис, попали на герб сеньоров фламандского Арман­тьера, а после аннексии графства Францией превратились сначала в fleur-de‑lys, «цветок реки Лис», а затем и в fleur-de‑lis, «цветок лилии».

ob_f39a34_clovis-recevant-la-fleur-de-lys-xve.jpg
Ангелы вручают Хлодвигу I флёр-де-лис. Миниатюра из часослова Бедфорда.

Франция, 1415–1430 годы

По другой версии, ирисы оказались на королевском гербе после того, как указали франкскому королю Хлодви­гу, где бросить якорь и высадиться с войском. По третьей, ангелы чудес­ным образом заменили полумесяцы на знаменах Хлодвига на ирисы после его крещения (по четвертой версии, все эти приклю­чения происходили с лилией). Поэт и музыкант Филипп де Витри (1291–1361) посвятил гераль­дическому цветку поэму, где сравнивал французский флёр-де‑лис с тремя добродете­лями — знанием, верностью и рыцарством

Символически ирис то сближался с лилией, то отдалялся от нее — он мог быть как символом непорочности, так и знаком траура и скорби. Благодаря заост­ренным листьям, в некоторых германских языках ирис получил название «мечевидная лилия» (Sword-lily, Schwertlilie) и мог смешиваться с гладиолусом (лат. gladius — меч). Это позволяло сделать его атрибутом Марии и отожде­ствить с семью мечами, пронзающими грудь Богоматери.

1visita.jpg

1visita_1.jpg
Мастер М. S. Встреча Марии и Елизаветы. Германия, 1500–1510 годы
Magyar Nemzeti Galéria / Wikimedia Commons


В мистических «Откровениях» святой Бригитты Шведской (1303–1373) цветы ириса, которые возвышаются над прочими растениями, и обоюдоострые листья, которые напоминают о скорби и борьбе с грехом, служат аллегорией Богородицы.

Само же латинское слово «ирис», отсылающее к античным мифам о послан­нице богов Ириде, по некоторым сведениям, могло мотивировать появление белого или синего цветка в сценах Благовещения: вместе с архангелом Гаври­илом, голубем и солнечным лучом он несет Марии благую весть. Темные ирисы могли сопровождать Пьету (оплакивание Христа) или Успение (смерть Марии). Поскольку сладкий пудровый запах ириса считался райским ароматом добродетели, самую душистую часть растения — корень — использовали в лекарствах от укусов ядовитых гадов и отравляющего душу уныния.

gallery_picture-ff6fdf87-9ea5-4694-bb94-f1083f0545c2.jpg
Альбрехт Дюрер. Ирис. Германия, около 1503 года
Kunsthalle, Bremen


источник
источник 1
источник 2


promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter