
В ботанической иллюстрации до сих пор живо почитается Мария Сибилла Мериан , которая всю жизнь с удивительной страстью собирала, наблюдала и рисовала цветы и насекомых (это тогда были на пике почета собрания диковин, кабинеты анатомических препаратов, кунсткамеры и прочее научное коллекционирование, ставшее основой для развития теории).

Женщины в XVII веке не могли получать образование, поэтому живописи Мария Сибилла Мериан обучилась у отчима — голландского художника Якоба Мареля, увлеченного зарисовками цветов и растений. Он первым разглядел талант падчерицы. Мария также с детства питала страсть к изучению насекомых — наблюдала за бабочками и гусеницами, препарировала и делала зарисовки.
В 17 лет Мериан вышла замуж за ученика своего отчима. После рождения первой дочери и переезда в Нюрнберг, родной город супруга, у семьи возникли финансовые трудности. Поэтому художница была вынуждена искать дополнительный заработок. Она разработала невыгорающие и водостойкие красители, которыми расписывала скатерти модными в то время в Европе сюжетами растительной тематики — деревья, цветы, травы. Со временем Мериан стала самым востребованным мастером Нюрнберга.
В ответ на многочисленные просьбы жительниц города научить их также рисовать, художница выпустила свое первое издание под названием «Книга цветов» — пособие по узорам растений. Работа имела большой успех.

Работы Марии Сибиллы Мериан, хранящиеся в фондах Дарвиновского музея / ©Антон Усанов
Растительные мотивы приносили Мериан неплохой доход, но главной страстью художницы оставались насекомые. Она продолжала собирать и изучать гусениц, стадии превращений насекомых из личинок и даже собирала бездыханных грызунов и умертвляла птиц, чтобы изучить червей в их тушках. Результатом этих наблюдений стал выпуск издания «Книга о гусеницах». Интересно, что во времена художницы метаморфоз насекомых практически не был изучен, поэтому все ее исследования внесли существенный вклад в энтомологию.
На выпуске «Книги о гусеницах» Мериан не остановилась. Многих диковинных и неизвестных насекомых в Европу поставляли из Суринама, и в 1699 году, в возрасте 52 лет, Мериан с младшей дочерью Доротеей отправилась в этот экзотический край, чтобы изучить тропических насекомых. В то время процветали пиратство и разбой, поэтому решиться на такое отважное путешествие мог далеко не каждый мужчина.

Иллюстрация “Цветущий ананас” Марии Сибиллы Мериан из книги “Метаморфозы суринамских насекомых”, 1726 год / ©Фотография из фонда государственного Дарвиновского музея
В течение двух лет на Суринаме художница зарисовывала насекомых на растениях, которыми они питаются, а также змей, птиц, черепах — практически всех живых существ, которых за небольшое вознаграждение приносили местные жители «странным европейским гостям». Итогом экспедиции стала изданная в 1705 году книга «Превращение суринамских насекомых» с красочными иллюстрациями. И, как говорили естествоиспытатели XVIII века, «красивее этих работ из Америки еще никто не привозил».

Иллюстрация “Банан” Марии Сибиллы Мериан из книги “Метаморфозы суринамских насекомых”, 1726 год / ©Фотография из фонда государственного Дарвиновского музея
Дочери Мериан — Доротея Мария и Йоханна Хелена — обучились ремеслу у матери и также стали художницами. В 1717 году, по приглашению Петра I, младшая Доротея вместе с супругом переехала на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. Царь-реформатор высоко ценил работы художницы и закупал ее акварели, рисунки и книги с гравюрами. Многие из них до сих пор хранятся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. В коллекции государственного Дарвиновского музея хранится книга Марии Сибиллы Мериан «Превращение суринамских насекомых» 1726 года издания.
«Работы Мериан узнаются безошибочно... Ее иллюстрации ясно выдают автора. И это даже не характерное сочетание насекомых и цветов. У нее было особенное пристрастие к завиткам, и она рисовала их везде, где только можно. Усики у всех ее бабочек завиваются. Завиваются побеги у ее пассифлоры, хвосты у ее ящериц и корни ее сладкого картофеля. И даже змеи, бывает, свиваются в экстравагантные кольца».
Дэвид Аттенборо










источник 1
источник 2