
Эрнест Эдуардович Бо
Французская элегантность плюс русская удаль и любовью к жизни.
Смешавшись, они составили характер гениального парфюмера Эрнеста Эдуардовича Бо (Ernest Beaux).
Эрнест Бо родился в 1882 году. Будущее мальчика было предопределено: если у него будет хороший «нос», он станет парфюмером, как отец , если нет- управляющим парфюмерным делом, как брат Эдуард-младший, успешно делавший карьеру в парфюмерном доме Альфонса Ралле.
Нос оказался не то что хорошим, фантастическим! В 16 лет, только окончив гимназию, молодой красавец окунается в мир душистых эссенций. Трудовой путь начался со стажировки во Франции. По возвращении в Россию в 1902 году, Бо поступает в обучение к техническому директору «Ралле» Лемерсье.

парфюмерия дома Ралле

парфюмерия дома Ралле
Уже через 5 лет, в 1907 году, Бо меняет учителя на его посту и становится ведущим парфюмером «Ралле». Вместе с братом он входит в состав правление товарищества. Новый пост дал Бо возможность большой творческой свободы. А. Лемерсье привил ему способность к бесконечному комбинированию экзотических ингредиентов. Особенно полюбился ему экстракт «Царский вереск». Он присутствует в самых заметных ароматах Ралле начала 1910-х годов.
Как и Коти, Эрнест Бо был фанатиком памяти Наполеона и посвятил ему вышедший к столетию Отечественной войны, в 1912 году, Bouquet de Napoleon.
Удачное развитие дел прервала Первая мировая война – Эрнеста призывают в армию. Воспитанный в духе верности Отечеству, впитав русский дух, русскую удаль, он получает за храбрость несколько орденов, среди них орден Святого Владимира с мечами и бантом. В 1918 году приходят известия – в Россию не возвращайся, фабрика национализирована, жизнь в опасности.

Эрнест Эдуардович Бо
Когда заглядываешь в историю России, именно в те годы – годы революции, хаоса и безумства, ощущаешь, как много потеряно, – тогда мало кто понимал, что рушат, а что строят… Многие с болью в сердце покидали Россию – навсегда. Уходили из Крыма среди дыма и огня. Когда отходили пароходы был слышен колокольный звон храмов, будто сама Россия прощается… По щекам у многих катились слёзы, был слышен шёпот – «…прощай, Россия».
Ведь там, за обрывом отвесным,
Желтели родные поля,
И чем-то до боли чудесным
Родимая пахла земля.
Эрнест Эдуардович в свои 36 лет, молодой красавец, потерявший всё своё состояние, начинает жизнь с нуля. Он снова на заводе Ралле, но только уже не в России, а во Франции, в Грассе. Он продолжает любимое дело, изучает новые достижения в парфюмерии, а во Франции есть чему научиться, ведь Франция – это цитадель парфюмерного искусства. Эрнест обращает внимание на искусственные заменители дорогих масел. В дальнейшем, он следом за Франсуа Коти начал использовать альдегидные ароматы, которые в то время обрели популярность.
Альдегидные запахи не похожи на чистые природные, но могут оттенять естественные компоненты духов, придавая им уникальное звучание. Новым и революционным для того времени ароматом и стали альдегидные, то есть синтетические духи Chanel No.5, изобретенные Эрнестом Бо.
«Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла в северных странах Европы, за Полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти,…».
«Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега,
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега»

В парфюмерных кругах пошли разговоры о новаторском запахе. Многие завидовали их популярности, сумасшедшей по тем временам цене и славе Эрнеста Бо, перебравшегося в роскошную парижскую квартиру. Пошли разговоры, что Бо обещал передать формулу Ф.Коти, но потом резко изменил договоренностям и договорился с Шанель. Процесс работы над производством духов требовал больших затрат, поэтому к их выпуску приступили не сразу, отложили до лучших времен. Эрнест Бо решил не ждать, когда дадут деньги на выпуск, и передал формулу кутюрье Габриэль Шанель. Таким образом злопыхаители из среды парфюмеров били одновременно и по «выскочке» Бо и по «выскочке» Шанель. поскольку устоявшееся сообщество именитых парфюмерных домов боялось - и, как выяснилось позже, не зря, - конкуренции домов высокой моды, в 1920-е резко заинтересовавшихся духами.

Другая версия появления одних их лучших духов рассказывает о том, что парфюмер давно вел переговоры о создании духов с мадемуазель Г.Шанель. Однажды, вернувшись из поездки по северным странам Европы, Э.Бо решил реализовать в формуле духов свои впечатления о природе северных стран. Его поразили свежесть воздуха, почти скульптурные группы деревьев, особенно красных сосен, прозрачные озера, огромные гладкие валуны.

Coco Chanel,Габриэль Бонёр Шанель
Но легенды парфюмеров также рассказывают о том, что духам суждено было подучить свой залах из-за ошибки работника лаборатории, который выполнял соединения по разработанной Э.Бо формуле. Лаборант ошибся в пропорциях и добавил больше альдегида, чем нужно. Название для духов выбирала сама кутюрье. Она говорила, что представляла новую коллекцию своих платьев 5 числа, пятого месяца (мая 1921), поэтому решила, что число 5 принесет успех, и не ошиблась.

Coco Chanel,Габриэль Бонёр Шанель
Еще одна легенда связывает происхождение этого аромата и знакомство Бо и Шанель с романтической историей отношений мадемуазель Коко с великим князем из дома Романовых.

Coco Chanel,Габриэль Бонёр Шанель
Многолетняя дружба «выскочки Бо» и «выскочки Коко», как их называли справедливо опасавшиеся конкуренции маститые парфюмеры, определялись общими взглядами, вкусами и фанатичной преданностью своему искусству. Общим для Шанель и Бо было восхищение личностью Наполеона Бонапарта, в результате которой к годовщине войны 12 года вышел в свет аромат Bouquet de Napoleon. Плодотворное и длительное сотрудничество с Шанель воплотилось в создание еще многих великолепных ароматов.

Coco Chanel,Габриэль Бонёр Шанель
У «Шанель» помимо серийных запахов, к которым относятся и No.5, есть еще целый набор ароматов, представленных только в именных бутиках по всему миру. Они стоят в несколько раз дороже, чем обычная «Шанель». К ним относятся Gardenia, Bois de Isle, Cuir de Russie, Chanel №22. Все они созданы Эрнестом Бо.
Помимо «Шанели», Эрнест Бо весьма плодотворно работал для дома «Буржуа». О том, как он работал, вспоминает парфюмер, русский эмигрант К.М.Веригин: «Он работал с поразительным терпением, сотни раз повторяя пробы, даже если они были удачны с самого начала, постоянно стремясь к совершенству. Все эти пробы делались с использованием ста кубических сантилитров чистого 96-градусного спирта. Таким образом, достаточно было увеличить количество смеси в десять раз, чтобы знать, какое количество отдельных компонентов нужно брать на литр спирта и сколько это будет стоить. Как только смесь была составлена и растворена в спирте, Э.Бо нюхал ее и давал о ней свое первое заключение; то же он делал и на следующий день, затем, давая смеси устояться с неделю или больше, так как время, по его мнению, влияет на ароматы и нередко улучшает их».
Несмотря на требовательность и безупречность в работе, персонал его лаборатории любил его за неизменные вежливость и такт, свойственные только истинным аристократом. Казалось, он достиг всего, чего хотел, его имя купалось в лучах славы, а сам он был непоколебимым авторитетом и несокрушимой глыбой в узком, не принимающим посторонних, парфюмерном мире.
Любитель прекрасного, Бо не оставался равнодушным при виде красивой женщины, у него было множество романов, и он умел ценить женскую красоту, а женщины отвечали ему взаимностью. Тщательно следил он и за собственной внешностью, всегда безукоризненно, с иголочки одет, статен, элегантен, импозантен. Все окружающие отмечали его природное обаяние, внутреннюю силу и притягательность. Он обладал тонким чувством юмора, был остроумен и колок. Во многом он являлся образцом для подражания, будучи всесторонне образованным и самодостаточным человеком.

Эрнест Эдуардович Бо
Эрнест Бо трудился так изо дня в день еще без малого 35 лет. Но к началу 1960-х крепкий старик Бо, казавшийся вечной глыбой, стал помехой для нового поколения парфюмеров. В конце зимы 1961 года его уволили из «Шанели» и из «Буржуа». Это известие так потрясло великого парфюмера, что он слег и через несколько дней, 8 марта, скончался.
Похороны прошли в его приходской церкви, зал которой был сплошь покрыт ковром из роз, любимых цветов метра. Каким он запомнился? Статным и импозантным, всегда безукоризненно одетым. Знатоком шампанского. Страстным собирателем антиквариата. Героем-любовником: помимо двух браков, у него было немало романов. Любителем розыгрышей и колких шуток. Резонером.
А еще человеком, который пользуясь своими связями, помогал устроиться на работу русским эмигрантам. Человеком, который мог дать специально завышенную цену за фамильный антиквариат, чтобы поддержать их в трудные дни. Человеком, благодаря которому в ароматах самого французского дома «Шанель» есть и частица России.

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4