022017_1

театральный костюм и декорации. Иван Билибин

teatr_c19 copy.jpg


театральный костюм
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), увлеченный русской стариной, подробно и тщательно изучал народный костюм. В начале века он совершил поездку по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям, где зарисовывал и фотографировал памятники деревянного зодчества и предметы домашнего обихода. Привезенные Билибиным из северных деревень сарафаны и душегреи, шитые золотом и серебром, расписанные ковши и прялки, резные ларцы и солоницы, набойки и вышивки легли в основу коллекции будущего Музея этнографии. О народном творчестве Билибин написал ряд статей - "Народное творчество Севера", "Остатки искусства в русской деревни". Национальному костюму была посвящена статья "Несколько слов о русской одежде в 16-17 веках", написанная в 1909 году.

Свое глубокое знание русского костюма Билибин блестяще проявил, иллюстрируя народные сказки и создавая эскизы к театральным постановкам. Работа над театральным костюмом проходила две стадии, сначала художник делал набросочный рисунок, носящий скорее утилитарный характер. Затем он приступал к главному эскизу, в котором был особенно внимателен к деталям, подчеркивая крой одежды. Обычно рисунок сопровождался многочисленными графическими и словесными комментариями, где Билибин давал подробные указания портному и бутафору, в специальных схемах он показывал, как меняется костюм при движении, какие детали видны из партера, а какие с верхних ярусов. В 1910 году И.Я. Билибин также тщательно исполнил два парных эскиза "Девица" и "Молодец", предназначенных для балетной сюиты "Русские пляски", в которой блистали известные танцовщики Анна Павлова и Михаил Мордкин.


Молодец. Эскиз костюма для балетной сюиты "Русские пляски". 1910
ФГУК "Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева"

На эскизе мужского костюма перед нами предстает молодой человек со светлыми волосами и голубыми глазами. Его наряд состоит из традиционных для праздничного русского костюма составляющих. Шелковый персикового цвета зипун и зеленый суконный кафтан расшиты золотистой тесьмой и жемчугом. Главным украшением всего мужского костюма являются яркий кушак с кистями и круглая шапка, отделанная мехом и драгоценными каменьями. Столь пышный и богатый наряд мог принадлежать только знатному молодцу.


Девица. Эскиз костюма для балетной сюиты "Русские пляски". 1910
ФГУК "Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева"

На эскизе женского костюма перед нами предстает молодая девушка с голубыми глазами и светлыми волосами. Она одета в белую вышитую сорочку с широкими рукавами, которые сужаются к запястьям, на плечи девицы наброшена бордовая косынка. Поверх сорочки надет традиционный русский сарафан красного цвета, украшенный золотистой тесьмой и длинным рядом пуговиц. Самым главным украшением костюма является пышный головной убор - кокошник, которому автор посвятил большую часть комментариев, помещенных на полях листа. Высокое очелье кокошника расшито жемчужными кольцами, стразами, тесьмой и шелком и украшено жемчужными подвесками - поднизями. Подобный наряд напоминает о народном костюме северных областей России.

Эскизы к "Русским пляскам" написаны в сдержанной манере, не свойственной для Билибина, он использует жесткий контур и локальные цвета. Персонажи выглядят статичными с медленными жестами и едва заметными поворотами голов, что подчеркивает обстоятельность и неторопливость русского национального характера. Билибин в своей статье о русском костюме с восхищением писал: "Был ли красив этот костюм? Он был великолепен. Бывает красота движения и красота покоя. Взять хотя бы наш русский танец. Мужчина пляшет, как бес, охватывая головокружительные по быстроте коленца, лишь бы сломить величавое спокойствие центра танца - женщины, а она почти стоит на месте, в своем красивом наряде покоя, лишь слегка поводя плечами".

teatr_c (1)17 copy.jpg


teatr_c18 copy.jpg
teatr_c19 copy.jpg

И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911


Иван Билибин
Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «КнязьИгорь». 1934



Билибин И.Я. — Эскиз костюма Пленницы к опере «Борис Годунов» М.Мусоргского. 1930


Билибин И.Я. — Эскиз костюма Польского слуги к опере «Борис Годунов» М.Мусоргского. 1930.
Ист. «Театральная мозаика». Альбом-каталог в галерее «На Ленивке». 2007.


театральные декорации
Наибольшую известность Билибин приобрел как художник русских сказок. Так случилось, что именно иллюстрации к сказкам оказались самыми растиражированными и знаменитыми работами художника. По заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин иллюстрировал сюжеты таких сказкок, как "Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк", ";Василиса Прекрасная" , "Перышко Финиста Ясна Сокола", "Царевна-Лягушка", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Он также создал графические серии по русским былинам: "Вольга и Микула", "Добрыня Никитич", "Илья Муромец", иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" и "Сказке о Золотом петушке" А.С. Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за ним утвердилась слава первого на Руси художника книги. Много позднее, характеризуя творческую манеру художника, известный искусствовед и книговед Алексей Сидоров писал: "Билибин с самого начала усвоил себе особую плоскостную систему рисунка и всей композиции, в основе своей его работы, скорее всего, по примеру северных, норвежских или финских художников, содержат мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву".

Художник разработал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, особый "билибинский стиль" книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента. "Билибинский стиль", с его образами и выразительными средствами, сформировался в начале 20 века, неотделим от искусства того времени. Стремление художников "Мира искусства" к возрождению высокой культуры прошлого, к созданию на ее основе нового "большого стиля" обогатило искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовало развитию его "нестанковых" видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Еще в абрамцевском кружке русские художники стали обращаться к произведениям народного и древнерусского искусства. Книга и театр оказались теми областями, где можно было достичь наибольшего синтеза современных и традиционных форм в искусстве.




000920031
Билибин И.Я. – У дворца Дадона.
Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова “Золотой петушок”.
Опера Зимина. 1909. Ист. Пожарская М.Н.
“Русское театрально-декорационное искусство конца XIX




Билибин И.Я. – Декорации и костюмы для спектакля “Действо о Теофиле” Рютбефа.
Старинный театр. 1907.
Фото. Ист. Пожарская М.Н.
“Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала


В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова. Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям "Действо о Теофиле" Рютбефа (1907), "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега и "Чистилище св. Патрика" П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, "Честь и месть" Ф.К. Сологуба (1908) – для театра "Лукоморье", к операм "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова (1908-1909) и "Аскольдова могила" А.Н. Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С.И. Зимина, "Руслан и Людмила" М.И. Глинки (1913) и "Садко" Н.А. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. В 1908-1909 гг. он участвовал в оформлении оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского и танцевальной сюиты "Пир" для антрепризы С.П. Дягилева в Париже. В 1907 году Билибин выставил в Париже и Лондоне целый ряд иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, затем участвовал в выставках в Праге, Вене, Венеции, в 1910 году – на международной выставке.

В 1927-1931 гг. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: "Сказка о царе Салтане" (1929) и "Царская невеста" (1930) Н.А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А.П. Бородина (1930), "Борис Годунов" М.П. Мусоргского(1931). В 1931 г. он оформил балет "Жар-птица" И.Ф. Стравинского в постановке М.М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе.



















Справочная информация
Анна Павловна Павлова (1881-1931) - одна из величайших балерин 20 в. Родилась в Петербурге 31 января (12 февраля) 1881, в 1891 поступила в Петербургское театральное училище. Сразу после выпуска (1899) дебютировала на сцене Мариинского театра. Ее талант быстро получил признание, она стала солисткой, а в 1906 была переведена в высший разряд - примы-балерины. В том же году Павлова связала свою жизнь с бароном В.Э.Дандре. За пределы России Павлова впервые выезжала на гастроли в 1907 и 1908, выступая в разных городах Северной Европы. Она участвовала в спектаклях дягилевского "Русского балета" в 1909 в Париже и в 1911 в Лондоне, а в США появилась в первый раз с собственной труппой на сцене "Метрополитен-опера" (1910).Последнее выступление Павловой в России состоялось в 1913, затем она обосновалась в Англии и гастролировала с собственной труппой по всей Европе, а также в Северной и Южной Америке, Индии, Индонезии, в странах Востока, в Африке, Австралии и Новой Зеландии. Мордкин Михаил Михайлович (1880-1944) - артист балета, балетмейстер, педагог. В 1900-1918 танцевал в Большом театре. Участник Русских сезонов. В 1910-1911 гастролировал с А. П. Павловой и собственной труппой в США и Великобритании. С 1924 жил и работал в США, где в 1926 создал труппу (с 1927 "Балет Мордкина"). В репертуаре многих трупп мира идет балет "Тщетная предосторожность" П. Гертеля в его постановке.

Зипун - мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Его надевали поверх рубахи под кафтан. Вероятно, в боярском костюме этого периода зипун играл роль современного жилета.

Кафтан - верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с борами, кучерской, немецкий или разрезной сзади, короткий или полукафтан, сибирка, прямой или кафтанчик, казачий, казакин.

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5
источник 6
источник 7
источник 8
источник 9
источник 10

Posts from This Journal by “театральный костюм” Tag

Мой любимый художник-иллюстратор.
а мне любопытен своей увлеченностью и внутренней свободой....
Что это за сюита такая, "Русские пляски", в которой "блистали" Павлова-Мордкин?
М.б., расскажете поподробнее (у Вас в профиле рояльчик проглядывается фоном,
наверное имеете отношение к музыке). Сами эскизы отчего-то отсутствуют.
спасибо за подсказку - эскизы добавила
СЮИТА БАЛЕТНАЯ (от франц. suite ряд, последовательность) — последовательность танцевальных номеров, объединенных одной темой, но в то же время контрастирующих по темпу и характеру

Edited at 2019-03-28 08:31 am (UTC)
Тогда уж добавьте и эскизы Билибина к заграничной поездке Павловой и Мордкина,
представленные в №5 "Аполлон" за 1910 год. Что такое "сюита" (даже балетная), я себе представляю,
а вот что за сюита "Русские пляски", в которой блистали названные двое, хотелось бы уточнить наверняка.
Как Вы уже успели заметить, что костюмы-то совершенно разные, хотя автор один.
тема оказалась широкой для одного поста...как будет время - нужно сделать еще один...в продолжение...