Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Category:

фиалки

content_766px-Viola_riviniana_—_Flora_Batava_—_Volume_v17.jpg
Фиалка. Иллюстрация из книги Яна Копса «Флора Батава». Нидерланды, 1877 год
biolib.de / Wikimedia Commons


В русском переводе фарса «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса (1892) полковник-солдафон адресует потенциальной невесте такой комплимент: «Я старый сол­дат и не знаю слов любви! Но когда я впервые встретил вас, донна Роза, я по­чувствовал себя утомленным пут­ником, который на склоне жизненного пути… узрел на озаренном солнцем поле… нежную, донна Ррроза!!! Фиалку».

Фи­алка удачно заменила безымянный «цветочек» оригинала: не всякое рас­тение могло занять место в викторианской метафоре «женщина-цветок». Фиалка ассоции­ровалась с близостью к природе, скромностью, деликатностью и про­стотой, воплощая те добродетели, которых ожидала от приличных женщин европей­ская культура второй половины XIX века.

Легкие цветочные ароматы стали пользоваться популярностью в эпоху Людо­вика XV, когда «природа» и «естественность» в интерпретации Жан-Жака Руссо вошли в моду во Франции: ботаника превратилась в светское хобби, а приго­род­­ные прогулки и сбор гербария занимали аристократию не меньше, чем охота и балы. Придворный этикет того времени требовал постоянной смены нарядов и аро­матов: первое место занимала розовая вода (Казанова в своих ме­муарах описывает ванны с розовой водой как обязательную часть пре­людии), за ней шли эссенции лаванды, роз­марина и фиалок. К концу XVIII века во Фран­­ции — а значит, и во всей Европе — цветочные запахи несколько по­тес­нили более мощные бальзамы — сильнопахнущие смо­листые или воско­подоб­ные вещества животного и растительного происхождения. Амбра, цибе­тин и мус­кус казались душными и старо­модными, подходящими для дам полу­­света и престарелых «львов»; новое поколение предпочитало туалетные воды. По мне­нию француз­ского историка Алена Корбена, это свидетельствует об утонь­шении стратегий соблазна и новом понимании удо­вольствия: парфю­мерии, которая постепенно утрачивала свою лекар­ственную подоплеку, следо­вало намекать, а не кричать. Букеты и горшки с живыми цве­тами заполонили гостиные и будуары, а на туа­летных столиках теснились фла­коны с водами, ко­ро­бочки с фиалковой и гвоз­дичной пудрой для лица и арома­тизированные цве­тами подушечки-саше, которые подшивали к одежде изнут­ри, вкладывали в рукава, чтобы заглушить запах подмышек, и клали в ящики с бельем и носовыми платками.

Чистые цветочные запахи (так называемые солифлоры) сохранялись в обиходе до самого конца XIX века. Парфюмеры теоретизировали, что каждая женщина должна выбрать один аромат и сохранять ему верность: менять ароматы как перчатки могли только кур­тизанки, ведь смешение и частая смена парфюмер­ного окружения распаляла чувственность (по этой же причине запрещалось душиться незамужним девицам).
В «Трактате об ароматах» крупный франко-британский парфюмер Эжен Риммель разрешал дамам шесть основных запа­хов: розу, жасмин, флердоранж, акацию, туберозу и фиалку — несколько видов цветочной помады и цветочной же пудры. Некоторые издания были еще стро­же: «Сильные духи, как, например, мускус, амбра, померанцевые, тубероза и т. п., должны быть изгнаны; следствием их употребления бывают частые мигрени, нервные расстройства и значительное уменьшение румянца. Следует выбрать один из нежных и здоровых запахов, каковы: фиалка, элиотроп, роза, нарцисс и т. п.».
В каталогах парфюмерных и косметических компаний конца XIX века упоминаются сотни фиалковых ароматов; один из них в романе Федора Сологуба «Мелкий бес» носит образцовая дама, жена директора гимна­зии Варвара Николаевна Хрипач.
автор


Tags: ботаническая иллюстрация - травы, история в моде
Subscribe

Posts from This Journal “ботаническая иллюстрация - травы” Tag

  • пачули

    Индийский пачули (Pogostemon cablin). Ботанический рисунок. Англия, 1849 год Hooker's Journal of Botany and Kew Garden Miscellany /…

  • табак

    Табак обыкновенный. Иллюстрация из ботанического атласа «Лекарственные растения Кёлера». Германия, 1887 год Missouri Botanical Garden…

  • можжевельник

    Можжевельник. Ботаническая иллюстрация из книги «Флора Германии, Австрии и Швейцарии». Германия, 1885 год biolib.de / Wikimedia…

  • вещи портятся со временем

    У меня была возможность изучить две микологические книги, изданные с разницей во времени почти сто лет. Сравним их. Вот издание 1911 года.…

  • келлская книга

    Келлская книга – невероятно красивое четвероевангелие. Это яркий пример так называемых островных иллюминированных манускриптов, богато…

  • разрез тюльпана

    гравюра с деталями цветка тюльпана из старинной книги по садоводству мне очень нравится кропотливость этой работы и её детальная красота в…

  • рисунки грибов. книга M. C. Cooke ‘British Edible Fungi’, L., 1891

    иллюстрации из книги M. C. Cooke ‘British Edible Fungi’, L., 1891 года издания. Для начала немного о самой книге. Она превосходно…

  • рисунки растений в книгах XVIII-XIX веков

    Способность рисовать растения детально и аккуратно является несомненным показателем мастерства художника. Натуралистические рисунки растений…

  • техника ранних ботанических рисунков и натюрмортов

    Оригинал взят у renew23 в Техника ранних ботанических рисунков и натюрмортов Живопись водяными красками одна из самых древних. Мы не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment