фиалки

content_766px-Viola_riviniana_—_Flora_Batava_—_Volume_v17.jpg
Фиалка. Иллюстрация из книги Яна Копса «Флора Батава». Нидерланды, 1877 год
biolib.de / Wikimedia Commons


В русском переводе фарса «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса (1892) полковник-солдафон адресует потенциальной невесте такой комплимент: «Я старый сол­дат и не знаю слов любви! Но когда я впервые встретил вас, донна Роза, я по­чувствовал себя утомленным пут­ником, который на склоне жизненного пути… узрел на озаренном солнцем поле… нежную, донна Ррроза!!! Фиалку».

Фи­алка удачно заменила безымянный «цветочек» оригинала: не всякое рас­тение могло занять место в викторианской метафоре «женщина-цветок». Фиалка ассоции­ровалась с близостью к природе, скромностью, деликатностью и про­стотой, воплощая те добродетели, которых ожидала от приличных женщин европей­ская культура второй половины XIX века.

Легкие цветочные ароматы стали пользоваться популярностью в эпоху Людо­вика XV, когда «природа» и «естественность» в интерпретации Жан-Жака Руссо вошли в моду во Франции: ботаника превратилась в светское хобби, а приго­род­­ные прогулки и сбор гербария занимали аристократию не меньше, чем охота и балы. Придворный этикет того времени требовал постоянной смены нарядов и аро­матов: первое место занимала розовая вода (Казанова в своих ме­муарах описывает ванны с розовой водой как обязательную часть пре­людии), за ней шли эссенции лаванды, роз­марина и фиалок. К концу XVIII века во Фран­­ции — а значит, и во всей Европе — цветочные запахи несколько по­тес­нили более мощные бальзамы — сильнопахнущие смо­листые или воско­подоб­ные вещества животного и растительного происхождения. Амбра, цибе­тин и мус­кус казались душными и старо­модными, подходящими для дам полу­­света и престарелых «львов»; новое поколение предпочитало туалетные воды. По мне­нию француз­ского историка Алена Корбена, это свидетельствует об утонь­шении стратегий соблазна и новом понимании удо­вольствия: парфю­мерии, которая постепенно утрачивала свою лекар­ственную подоплеку, следо­вало намекать, а не кричать. Букеты и горшки с живыми цве­тами заполонили гостиные и будуары, а на туа­летных столиках теснились фла­коны с водами, ко­ро­бочки с фиалковой и гвоз­дичной пудрой для лица и арома­тизированные цве­тами подушечки-саше, которые подшивали к одежде изнут­ри, вкладывали в рукава, чтобы заглушить запах подмышек, и клали в ящики с бельем и носовыми платками.

Чистые цветочные запахи (так называемые солифлоры) сохранялись в обиходе до самого конца XIX века. Парфюмеры теоретизировали, что каждая женщина должна выбрать один аромат и сохранять ему верность: менять ароматы как перчатки могли только кур­тизанки, ведь смешение и частая смена парфюмер­ного окружения распаляла чувственность (по этой же причине запрещалось душиться незамужним девицам).
В «Трактате об ароматах» крупный франко-британский парфюмер Эжен Риммель разрешал дамам шесть основных запа­хов: розу, жасмин, флердоранж, акацию, туберозу и фиалку — несколько видов цветочной помады и цветочной же пудры. Некоторые издания были еще стро­же: «Сильные духи, как, например, мускус, амбра, померанцевые, тубероза и т. п., должны быть изгнаны; следствием их употребления бывают частые мигрени, нервные расстройства и значительное уменьшение румянца. Следует выбрать один из нежных и здоровых запахов, каковы: фиалка, элиотроп, роза, нарцисс и т. п.».
В каталогах парфюмерных и косметических компаний конца XIX века упоминаются сотни фиалковых ароматов; один из них в романе Федора Сологуба «Мелкий бес» носит образцовая дама, жена директора гимна­зии Варвара Николаевна Хрипач.
автор


Posts from This Journal by “ботаническая иллюстрация - травы” Tag

  • пачули

    Индийский пачули (Pogostemon cablin). Ботанический рисунок. Англия, 1849 год Hooker's Journal of Botany and Kew Garden Miscellany /…

  • табак

    Табак обыкновенный. Иллюстрация из ботанического атласа «Лекарственные растения Кёлера». Германия, 1887 год Missouri Botanical Garden…

  • можжевельник

    Можжевельник. Ботаническая иллюстрация из книги «Флора Германии, Австрии и Швейцарии». Германия, 1885 год biolib.de / Wikimedia…

  • вещи портятся со временем

    У меня была возможность изучить две микологические книги, изданные с разницей во времени почти сто лет. Сравним их. Вот издание 1911 года.…

  • келлская книга

    Келлская книга – невероятно красивое четвероевангелие. Это яркий пример так называемых островных иллюминированных манускриптов, богато…

  • разрез тюльпана

    гравюра с деталями цветка тюльпана из старинной книги по садоводству мне очень нравится кропотливость этой работы и её детальная красота в…

  • рисунки грибов. книга M. C. Cooke ‘British Edible Fungi’, L., 1891

    иллюстрации из книги M. C. Cooke ‘British Edible Fungi’, L., 1891 года издания. Для начала немного о самой книге. Она превосходно…

  • рисунки растений в книгах XVIII-XIX веков

    Способность рисовать растения детально и аккуратно является несомненным показателем мастерства художника. Натуралистические рисунки растений…

  • техника ранних ботанических рисунков и натюрмортов

    Оригинал взят у renew23 в Техника ранних ботанических рисунков и натюрмортов Живопись водяными красками одна из самых древних. Мы не…

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter