Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Аполлинарий Васнецов. история Москвы в картинах-реконструкциях


Аполлинарий Васнецов «Москва-городок и окрестности во второй половине 12 века»
© Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Аполлинарий Васнецов был не только художником, но и членом Московского Археологического общества и председателем Комиссии по изучению старой Москвы. С докладами о своих картинах-реконструкциях Васнецов выступал на заседаниях общества «Старая Москва». Его учителем был русский историк и археолог Иван Забелин, работавший в Кремле и Императорском Историческом музее (ГИМ).

Зеленые поля XII века с первыми укреплениями на вершине Боровицкого холма — самый ранний из нарисованных Аполлинарием Михайловичем видов московских земель. «Москва-городок» на его картине — это небольшие поселения, разбросанные по семи холмам. Их рельеф изрезан небольшими реками, которые появились на рисунке после изучения Аполлинарием Васнецовым локальной гидрографии.

«Чтобы создать эту работу, художник исследовал летописные свидетельства, первые упоминания о Москве XII века. Основной задачей Васнецова было показать зрителю, что Москва XII века это небольшая крепость. Ему было важно знать, почему на этом месте появился город, определить «характер пейзажа», как говорил сам художник. Историческая реконструкция вида здесь сочетается с художественным осмыслением. Васнецов тратил достаточно много времени на написание своих картин. Дело было в подготовительном этапе. Сначала художник делал выписки из исторических документов, изучал труды историков и археологов, исследовал город. Такая работа могла длиться месяцами», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

Аполлинарий Васнецов, объяснительная к картине «Москва-городок и окрестности во второй половине 12 века».
© Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Работая над очередной картиной, художник прорисовывал красно-черный план-карту изображаемой территории, получался вид сверху. Красной тушью он отмечал строения, сохранившиеся до его времени, черной — здания, фасады и формы, которые приходилось реконструировать по информации в источниках. Большая часть таких карт получалась темной. К каждой работе делались не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской.

Для художественной реконструкции Аполлинарий Васнецов использовал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографические материалы, изучал средневековые планы и карты, труды историков, например, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, Василия Ключевского, Ивана Забелина. Художнику, известному среди археологов и историков, были доступны исторические материалы из московских архивов, а также из Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля.

Полюбить столичное сердце.
«Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — написал Аполлинарий Васнецов сразу после приезда в город. Тогда художнику было 22 года.
В Москве он сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова.

«Здесь он общается с друзьями старшего брата — Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи, Иваном Репиным. В этот период общество все больше интересуется историей допетровской Руси. Например, архитектура Государственного исторического музея — это псевдорусский стиль конца XIX века, который гармонично сочетает здание Исторического Музея с его шатровыми навершиями с архитектурой кремлевских башен, надстроенных в конце XVII века. Тогда же художники, архитекторы стали больше обращаться к тематике древнерусских сказок, славянской мифологии. Даже для дома выбирали тяжелую дубовую мебель в старорусском стиле. В Первопрестольной увлечение этими народными элементами, пожалуй, было выражено сильнее, чем в более европейском Петербурге, хотя и там мы встретим архитектурные шедевры этого стиля», — отмечает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы.

Следуя наметившемуся культурному тренду и собственному интересу Аполлинарий Васнецов разрабатывал эскизы к картинам с Китайгородской стеной XVI века, Семиверхой башней Белого города XVII века, старым устьем реки Неглинной начала XVIII века, Пушечно-литейным двором на Неглинной.

Но чаще всего историческое внимание и любопытство художника обращались к Московскому Кремлю. Он писал его в разные эпохи: и когда стены были еще деревянными в XII-XIV столетиях, и когда городская крепость буквально расцветала красками новых каменных построек — в XVII веке. На выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы представлены такие работы, как «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

Написать энциклопедию московской жизни
В главной роли на исторических картинах Аполлинария Васнецова почти всегда оказывается архитектура, а бытовые сцены только подчеркивают особенности эпохи. Но «Красная площадь во второй половине XVII века» стала практически энциклопедией, по которой можно изучить один день из городской жизни того времени и бытовые детали прошлого.

Художник легко воссоздал ансамбль Красной площади — Собор Василия Блаженного, Лобное место и, конечно, Спасскую башню с кремлевской стеной. Все это он мог рисовать, стоя у Государственного исторического музея.

Аполлинарий Васнецов «Красная площадь во второй половине XVII века»

Аполлинарий Васнецов, эскиз к картине «Красная площадь во второй половине XVII века»
© Изображение: пресс-служба Музея Москвы

«В конце XVII века эти строения приобрели тот вид, к которому мы привыкли и сейчас. А на Спасской башне тогда действительно были однострелочные часы, показывавшие только дневное время, — объясняет Екатерина Святицкая. — Идею управления государством художник передал через образ дьяка, который зачитывает приказ. Интересная группа на картине — иноземцы, с которыми еще и толмач-переводчик. Кто-то знатный выезжает из Кремля на запряженной шестерке — тоже важная деталь. А у кремлевских стен кресты — это часовни „на костях и на крови“. В XV-XVII веке на Красной площади часто казнили, такая казнь „на Пожаре“, как тогда называли Красную площадь, считалась особенно позорной».

Стоит вспомнить, что систематического художественного образования Аполлинарий Васнецов не получил. У художника не было даже диплома о среднем образовании, поэтому он не мог поступить в Академию художеств. В Москву он переехал, получив диплом только народного училища. Но это не помешало автору, искренне полюбившему город и свое дело, впервые реконструировать некоторые виды столицы, используя инструментарий художника.

Аполлинарий Васнецов. работы худоника.

Основание Москвы.

Строительство новых стен. 12 век

Двор удельного князя.

Кремль при Иване Калите.

Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Кремль при Иване III

Кремль в конце 14 века

Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.

Троицкий мост и Кутафья башня

Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.

Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Старое устье реки Неглинной

Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век

Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена

Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

Семиверхая угловая башня Белого города.

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

У Мясницких ворот.

Лубяной торг на Трубе.

Выход боярыни

Медведчики

Скоморохи

Вьюжит. Метель. Старая Москва

На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Улица в Китай-городе.

Двор князя Жемчужного

Фотографии издания "Древняя Москва. Автолитографии А.Васнецова". Москва, Издательство Берендей , 1921г.













источник 1
источник 2
источник 3

Позабытые братья. Брюллов, Васнецов, Коровин, Бенуа, Аргунов
Аполлинарий Васнецов. театральная графика
Аполлинарий Васнецов. Времена года
Tags: иллюстраторы - художники - 19 век, иллюстрация васнецов, москва
Subscribe

Posts from This Journal “москва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments