
Миниатюра из «Медицинского и химического сборника». Германия, XVII–XVIII века
Wolfenbüttel, Herzog August Bibliothek
Обычно алхимия ассоциируется с изображениями колб, печей, лабораторий или корня мандрагоры. Но мир алхимической иконографии был гораздо шире, чем технические схемы и ботанические иллюстрации: он богат символами и аллегориями, связанными с натурфилософскими и религиозными концепциями разных эпох и культур.
Алхимия — наука о трансмутации, то есть о разнообразных превращениях: алхимики пытались добыть золото из неблагородных металлов и победить болезни при помощи эликсира вечной жизни и юности. Со временем эти чисто лабораторные практики обросли новыми смыслами и поиск золота стал метафорой духовного самосовершенствования и познания Бога.
Алхимия всегда была связана с религией: даосизмом в Китае (I век до н. э.), гностицизмом и герметизмом в эллинистическом Египте (III–IV века), исмаилизмом на Ближнем Востоке (VIII век), тантризмом в Индии (VIII–X века), христианством на Западе (XII–XIV века).
Алхимики шифровали и запоминали информацию с помощью символов и аллегорических изображений. На этом рисунке изображена рука философа (а алхимики часто называли себя философами), придуманная Иоанном Исааком Голландом, фламандским алхимиком, жившим в XVI–XVII веках. Каждой части ладони соответствует определенный химический элемент и его символ. Корона с луной обозначают селитру, звезда — купорос, солнце — нашатырь, фонарь — квасцы, ключ — соль. В центре ладони — рыба и огонь, символизирующие ртуть и серу, две базовые субстанции, из которых, как считали алхимики, состоят все металлы. При помощи этих семи элементов алхимии и должен был возникнуть философский камень, способный превращать любой металл в золото. Наглядная схема помогала быстро вспомнить о необходимых ингредиентах: достаточно было взглянуть на свою руку.
Автор Сергей Зотов