ядовитый змей


Иллюстрация из «Алхимического сборника». Византия, XI век
Venezia, Biblioteca Marciana

Первые аллегорические изображения античной алхимии известны нам по сред­невековой копии трактата «Хризопея Клеопатры», хранящейся в ве­не­цианской Библиотеке Святого Марка. На самом деле древнееги­петская царица не была его автором: алхимики часто подписывали свои работы псевдонимами, выбирая имена богов или известных исторических персонажей.

На странице рукописи дважды изображен Уроборос (от древне­греческих слов «хвост» и «еда») — змей, пожирающий свой хвост. Внизу страницы он обрамляет афоризм Ἓν τὸ πᾶν: «Единое есть всё». Змей разделен на две половины, черную и белую, обозначающие две противоположности — серу и ртуть.
Две базовые субстанции, из которых, как считали древние алхи­мики, состоят все металлы.

Изображение чуть выше аллегори­чески представляет Уробороса в виде магической печати с хвостом, надпись на которой раскрывает смысл приведенного выше афоризма:

«Единое [есть] всё, посредством себя самого и в самом себе; и если бы оно не включало бы в себя всё, то всё было бы ничем. Змей — един, и яд находится между двух его знаков».
Перевод Ирины Протопоповой.

С одной стороны, бесконечное движение Уробороса по кругу подчеркивает единство противо­положных первоэлементов («двух знаков»), а ядовитые клыки змея обозначают границу между разнородными субстанция­ми. С дру­гой, оно демонстрирует циклич­ность алхимических процессов: так же как в природе рождение сменяется смертью, в дистилляционном аппарате происходит повторение операций растворения и сгущения.
Автор Сергей Зотов


Posts from This Journal by “мистика” Tag

  • топография Ада: карты загробного мира Данте

    Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой…

  • феи из Коттингли

    «Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как…

  • призраки на фото

    Призрак. Постановочная стереофотография фирмы London Stereoscopic and Photographic Company. Около 1856 года The Metropolitan Museum of Art Мода…

  • отделение головы

    Тринадцать «обезглавленных» солдат. 1910 год The Metropolitan Museum of Art В начале XX века огромным успехом у публики пользовались…

  • гигантский кодекс. в свободном доступе

    В свободном доступе «Гигантский кодекс» – крупнейшая средневековая рукопись со всеми знаниями бенедиктинских монахов. В…

  • заброшенный элеватор государственного банка в Челябинске

    заброшенный челябинский элеватор По мнению журналистов Российской газеты, опубликованного в рамках проекта «Russia Beyond The…

  • прожорливый король

    Гравюра из «Lambsprinck antiqui libellus de lapide philosophicorum». Франкфурт, 1625 год Dresden, Sächsische Landesbibliothek…

  • золотая виселица

    Листовка о повешении Доменико Мануэля Каэтано. Лейпциг, 1709 год Nürnberg, Germanisches Nationalmuseum Фреска Доменико Мануэля Каэтано в…

  • дерево трансмутации

    Иллюстрация из копии свитка Джорджа Рипли. Англия, конец XVI — начало XVII века British Library В гигантском — несколько метров в…

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 50 tokens
промо-блок свободен для размещения ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ