Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Category:

искусство продлить человеческую жизнь. Христофор Гуфеланд


First edition of The Art of Prolonging Human Life", 1797

Что укорачивает нашу жизнь?
Страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть...
А вредные продукты? Зачем они человеку?

Как продлить человеческую жизнь?
Простые, понятные и удивительно современные советы из глубины веков.

короткие выдержки из книги Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь»

«Достоверно то, что, кто более живет сообразно с природой, кто дышит более чистым воздухом и проводит жизнь в деятельности, тот не имеет надобности в строгом соблюдении диетических правил для того, чтобы быть совершенно здоровым.

Вообще, можно сделать замечание, что большая часть людей едят более того, сколько натура их требует...
1) Не то нас питает, что мы едим, но питает одно то, что переваривается. Итак, кто хочет жить долго, пусть ест медленно, ибо пища во рту должна подвергнуться первой степени переработки и ассимиляции.

Действительно, я заметил, что все люди, дожившие до глубокой старости, ели медленно и не торопясь.
2) Надобно избегать во время еды и питья быстрого перехода от теплого к холодному и от холодного к теплому. Зубы покрыты своего рода глазурью, и от резкой перемены температуры она легко трескается...
3) Во время еды не нужно читать, заучивать что-нибудь или работать головою. Веселость — одно из лучших средств, помогающих пищеварению, и обычай, введенный нашими предками: приправлять стол острыми словами и шутками, основан на началах истинной гигиены. Надобно сколько можно собирать за стол веселое общество, ибо то, что едят среди веселья, производит здоровую и доброкачественную кровь.
4) Лучшее время для телесных движений и прогулки — перед обедом или часа три спустя после обеда.
5) Не нужно наедаться до того, что вдруг почувствуешь свой желудок. Лучше всего переставать есть еще тогда, когда бы, кажется, мог еще немного съесть.
6) Следует есть в определенные часы. Ничто так не вредит здоровью, как еда во всякие часы дня.
7) Следует употреблять больше растительной, нежели животной пищи.


Люди, жившие долго, питались почти одной растительной пищей: овощами, фруктами, хлебом и молоком.
8) Вечером нужно есть мало. Мяса в это время не следует есть вовсе или очень немного, предпочтительно употреблять пищу холодную и ужинать за несколько часов до того, как ложиться в постель.
9) Лучшее и самое здоровое питье — это вода... Люди, употребляющие для питья только воду, имеют лучший аппетит и лучше сохраняют свои чувства и память, нежели те, которые пьют вино...

Вино веселит человека, но нисколько не составляет необходимого условия для долговечной жизни, потому что те, которые его не пили, достигали преклонных лет. Оно может даже, когда пьют его много и часто, сократить дни человека».

Далее Гуфеланд рассуждает о тех качествах человека, которые, по его мнению, более всего способствуют активной, полнокровной жизни, здоровью и долголетию. Эту главу своей книги он назвал «Спокойствие души, довольство и другие душевные расположения, способствующие к продлению жизни».

«Спокойствие, веселость и душевное довольство являются основанием счастья, здоровья и долговечности. Конечно, мне скажут на это, что такие выгоды не приобретаются — они зависят от обстоятельств. Я думаю напротив, иначе люди знатные и богатые были бы самые счастливые, а бедные — самые несчастные. Однако опыт очень часто показывает противоположное, ибо между людьми с ограниченным состоянием встречаются более довольные своей судьбою, нежели в среде людей богатых.

Следовательно, существует источник счастья, который заключается в нас самих, мы должны изыскать его и пользоваться им.
1) Прежде всего надобно побеждать свои страсти. Человек, которым они управляют, всегда находится в крайностях, в напряженном состоянии и никогда не достигнет того счастливого спокойствия, которое так необходимо для сохранения жизни.
2) Нужно жить и днем настоящим. Несчастлив тот, кто будет думать только о завтрашнем дне, и, строя планы для будущего, упустит из виду настоящий день. Кто умеет пользоваться каждым днем, каждым часом, тот может засыпать вечером с удовлетворением, не только оттого, что провел день и выполнил свое назначение, по и потому, что обеспечил счастливую будущность.

Чем более мы желаем добра окружающим, чем более делаем других счастливыми, тем более сами бываем счастливы.

Умственные занятия составляют источник душевной бодрости... Я в особенности к этого рода занятиям отношу: приятные и назидательные чтения, изучение наук, созерцание природы и ее чудес... Нет лучшей для продолжения жизни радости, как та, которую мы вкушаем среди нашего семейства, в общении с приятными людьми, среди наслаждений красотами природы. Один день, проведенный в деревне, на чистом воздухе, в веселом кругу друзей, без сомнения, гораздо полезнее, нежели все эликсиры в мире.


Porträt des Christoph Wilhelm Hufeland
Museum Wolmirstedt

Христофор Гуфеланд

12 августа 1762 года в Саксонии, прославленном королевстве Германской империи, в семье известного врача Вильгельма Гуфеланда родился мальчик-крепыш. Повитуха без раздумий определила его в разряд богатырей. Первый шумный вздох и крик младенца подтвердили это мнение, и все присутствующие родственники предсказали ребенку завидную судьбу. Вскоре после рождения сына счастливый отец был назначен лейб-медиком принцессы Амалии Саксен-Веймарской. И семья Гуфеландов переселилась в город Веймар.

XVIII век сделал этот город знаменитым. Здесь жили Гете и Шиллер, сюда стекались известные философы, ученые. В большом почете были греческий и латинский языки. Дом известного врача был всегда полон гостями.

Услугами Гуфеланда пользовались не только состоятельные люди, знаменитый врач всегда оказывал помощь и беднякам. В доме на самом видном месте висело большое бюргерское полотенце с вышитыми словами Вольтера: «К живым мы должны быть внимательны, к мертвым справедливы».

А юный Христофор Гуфеланд в этой обстановке любви и внимания к человеку подрастал как на дрожжах. Подвижный, впечатлительный, пышущий здоровьем, мальчик начальное образование получил дома, основательно изучив языки греческий и латинский. Отец не чинил препятствий сыну в изучении медицины. В юном Гуфеланде рано проявилось призвание к врачебному делу. Он последовал примеру отца и деда, которые были выдающимися диагностами. Для более глубокого изучения медицины Христофор Гуфеланд отправился в Йену — небольшой, но очень красивый городок с древними замками на реке Заале. Получив необходимую подготовку в йенском университете, Христофор Гуфеланд затем окончил Геттингенский университет. Преподавателями этого университета были знаменитые ученые и философы того времени, многие из которых являлись последователями французских просветителей. Гуфеланд слушал лекции, старательно изучал различные теории медицинской науки, увлекался историей медицины и отличался большим вниманием и наблюдательностью при исследовании больных. Практика молодого врача была отмечена высшей похвалой крупных специалистов, а его теоретические работы дали ему возможность в 1783 году защитить диссертацию «О пользе электричества в асфиксиях», т. е. в состояниях кислородного голодания и удушья. Гуфеланд получил ученую степень доктора медицины.

После смерти отца 22-летний Гуфеланд поселился в Веймаре, заняв его место. Через десять лет его приглашают в Йену, где он возглавляет кафедру медицины, издает журнал «Летописи французской медицины и хирургии». В эти годы Гуфеланд написал несколько замечательных сочинений, в частности «Искусство продлить человеческую жизнь». Эта работа была переведена почти на все европейские языки.

В 1800 году Гуфеланд назначается лейб-медиком прусского короля. Одновременно он работает в клинике Шарите в Берлине. Вскоре его избрали членом Берлинской академии наук и назначили главным врачом клиники. Сюда, в клинику, стекались студенты и молодые врачи со всей Европы, чтобы послушать замечательные лекции Гуфеланда по терапии.






Brief von Storch an Hufeland von 1789
Museum im Schloss Lützen



Tags: история в медицине, слова
Subscribe

Posts from This Journal “история в медицине” Tag

  • сёстры милосердия в дореволюционной России

    Военные, сёстры милосердия и священник. 1914-1917 гг. Сёстры милосердия стали для многих символом сострадания и любви к ближнему. Женщины не…

  • руководство по медицинской марихуане для пожилых людей

    Конопляное поле, 1910 год. Фотограф С. М. Прокудин-Горский. Пока мы делаем из конопли верёвки и мыло, в мире набирает обороты использование…

  • энциклопедия гримас

    Адриен Турнашон и Гийом Дюшен. Снимок из серии «Механизм человеческой физиогномики» (раздел «Мускулы, отвечающие за страх и…

  • до смерти красивые. радиевая красота

    Рекламная статья «Радий и красота» компании Radior в New York Tribune за 10 ноября 1918 года Wikimedia Commons В 1896 году Анри…

  • башня с грифонами, код вселенной и философский камень

    Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь…

  • аптека Пеля

    в Петербурге, на Васильевском острове есть Квартал аптекарей Очень тихое и приятное местечко. А на стыке Большого проспекта и 6-7 линий аптека…

  • аптекарский квартал

    аптекарский квартал Дом Пеля с аптекой, химической лабораторией и фабрикой 7-я линия В. О., д. 16–18, Днепровский пер., д. 1–3…

  • 19 марта 1899

    19 марта 1899 г. Открыта первая в Петербурге станция «скорой помощи» Экстренная медицинская помощь считается вершиной врачебного…

  • пачули

    Индийский пачули (Pogostemon cablin). Ботанический рисунок. Англия, 1849 год Hooker's Journal of Botany and Kew Garden Miscellany /…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments