двусмысленный нимб


Миниатюра из «Введения в алхимию» Гратея. Германия, вторая половина XIV века
Wien. Österreichische Nationalbibliothek



Миниатюра из «Введения в алхимию» Гратея. Германия, вторая половина XIV века
Wien. Österreichische Nationalbibliothek


В средневековую Европу алхимия пришла из переводов с арабского и греческого и сразу наполнилась христианскими образами. В книге «Введение в алхимию» фламандского алхимика Гратея, жившего в XIV веке, можно найти две такие религиозные миниатюры. Первая изображает Спасителя, выходящего из гроба, и символизирует алхимический процесс сублимации (Сублимация — переход вещества в газообразное состояние.): подобно божественному Воскресению, сублимация подразумевала движение ввысь. На второй мы видим Христа с нимбом из восемнадцати алхимических сосудов. Оба рисунка показывают связь между алхимией и астрологией: Гратей хотел сказать, что действия алхимика в лаборатории приводят к переменам в мире созвездий. Гроб Господень и изображение головы Иисуса — зодиакальные созвездия, а сосуды вокруг головы Спасителя — обычные: «Тот, кто сведущ в астрономии, найдет все алхимические творения написанными на небосводе», — пишет Гратей.

Сосуды имеют странную форму и явно напоминают гениталии. Это сходство не случайно: сосуды в форме женского лона вынашивают металлы, чтобы превратить их в золото. Колбы, напоминающие мужские гениталии, используются в процессах, напоминающих оплодотворение: алхимики проводили аналогию между первоэлементами (ртуть и сера) и жидкостями, необходимыми с точки зрения средневековой натурфилософии для зачатия ребенка (менструальная кровь и сперма). Объединение противоположностей в колбе порождало алхимического эмбриона (философский камень).

Автор Сергей Зотов

Posts from This Journal by “мистика” Tag

  • топография Ада: карты загробного мира Данте

    Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой…

  • феи из Коттингли

    «Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как…

  • призраки на фото

    Призрак. Постановочная стереофотография фирмы London Stereoscopic and Photographic Company. Около 1856 года The Metropolitan Museum of Art Мода…

  • отделение головы

    Тринадцать «обезглавленных» солдат. 1910 год The Metropolitan Museum of Art В начале XX века огромным успехом у публики пользовались…

  • гигантский кодекс. в свободном доступе

    В свободном доступе «Гигантский кодекс» – крупнейшая средневековая рукопись со всеми знаниями бенедиктинских монахов. В…

  • заброшенный элеватор государственного банка в Челябинске

    заброшенный челябинский элеватор По мнению журналистов Российской газеты, опубликованного в рамках проекта «Russia Beyond The…

  • прожорливый король

    Гравюра из «Lambsprinck antiqui libellus de lapide philosophicorum». Франкфурт, 1625 год Dresden, Sächsische Landesbibliothek…

  • золотая виселица

    Листовка о повешении Доменико Мануэля Каэтано. Лейпциг, 1709 год Nürnberg, Germanisches Nationalmuseum Фреска Доменико Мануэля Каэтано в…

  • дерево трансмутации

    Иллюстрация из копии свитка Джорджа Рипли. Англия, конец XVI — начало XVII века British Library В гигантском — несколько метров в…

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 50 tokens
промо-блок свободен для размещения ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ
оч интересно,а что за жест символизирует рука Христа на первой миниатюре Сергей Зотов не вкурсах ?
да,Бафомета надо глянуть ему и всё встанет на свои места.
любопытно, что бафомет -магомет...первоначально супруга проклятого дьявола
этакий - инь - янь)))
мы сейчас не про то,я грю что сей символ может означать у Христа)
трактовок много...от мудры до "козы"...и иже с ними... каждый выбирает под себя...
сложение пальцев в определенных шестах при занятии йогой...
и потом, ты же наверняка знаешь, что есть изображения, когда обе руки несут этот жест...правда, одна обязательно направлена вверх, другая вниз - как символ бесконечности...