христос-орел


Миниатюра из «Книги Святой Троицы» Ульмана. Южная Германия, 1570–1580 годы
Biblioteca Apostolica Vaticana


К XV веку алхимия оказывается под запре­том. Чтобы напомнить о связи опальной науки и религии, францисканский монах Ульман пишет «Книгу Святой Троицы», в которой рассказывает о своих мистических алхимических видениях, ниспосланных самим Богом. В 1415 году на Констанцском соборе автор вручил свое сочинение императору Священной Римской империи Сигизмунду I, после чего многочислен­ные рукописные копии книги рас­пространились по дворам зажиточных аристократов-экспериментаторов.

Ульман соединил образ распятого Христа с двуглавым орлом: такой же символ был изображен на личном гербе Сигизмунда, а позже и на гербе всей империи. Алхимик, впрочем, вкладывал в этот образ не только политический и религи­озный смыслы: рана на правой руке Спасителя обозначала железо, рана на ле­вой — золото, в боку — олово, в правой ступне — свинец, а в левой — серебро. Чтобы число ран соответст­во­вало числу планет, Ульман добавил к стандарт­ным пяти ранам еще два увечья: то, что от терно­вого венца, соотносится с рту­тью, а тело, исхлестанное римскими солдатами, — с медью. Ранам соответст­вуют не только металлы, но и планеты и добродетели. Над каж­дой изображено по ко­роне (все разных цветов), у основания этого странного образа — головы царя Давида и его отца Иессея, предков Христа.

Удивительно, что именно после выхода «Книги Святой Троицы» гербы Свя­щенной Римской империи часто стали изображаться с распятием в центре: это означало, что власть императора находится под божествен­ным покровитель­ством. В Новое время на фоне двуглавого орла вместо креста иногда оказывался сам император: учитывая, что порой это были посмертные портреты, такие образы в очередной раз отсылали к идее духовного бессмертия и сравнивали правителя, бога на земле, с Богом небесным.
Автор Сергей Зотов

Posts from This Journal by “мистика” Tag

  • пан с флейтой

    Иллюстрация из «Алхимического сборника». Италия, около 1460–1475 годов Biblioteca Medicea Laurenziana Античный бог Пан…

  • сосуд-пеликан

    Иллюстрация из «Девяти книг о дистилляции» Джамбаттисты делла Порта. Рим, 1608 год Wolfenbüttel, Herzog August Bibliothek Лев,…

  • руда и кровь христа

    Миниатюра из манускрипта Мартина Штурца «Зерцало металлов». Йиржетин-под-Едловоу (Чехия), 1575 год Österreichische…

  • зеленый лев

    Миниатюра из манускрипта «Розарий философов». Любек, 1588 год British Library Один из самых знаменитых символов алхимии — зеленый…

  • воскресшие влюбленные

    Миниатюра из манускрипта «Восходящая Аврора». Санкт-Галлен, около 1410–1420 годов Zürich, Zentralbibliothek В алхимическом…

  • великое делание

    Миниатюры из книги «Драгоценнейший дар Божий». Европа, XVII век Bibliothèque de l’Arsenal Алхимики называли производство…

  • трехликое божество

    Миниатюра из «Трудов по медицине» ар-Рази. Европа, XV век Kraków, Biblioteka Jagiellońska На иллюстрации к латинскому переводу…

  • двусмысленный нимб

    Миниатюра из «Введения в алхимию» Гратея. Германия, вторая половина XIV века Wien. Österreichische Nationalbibliothek…

  • обманчивые иероглифы

    Абу аль-Касим Ахмад ибн Мухаммад аль-Ираки ас-Симави. Иллюстрация из «Книги о семи климатах». Копия XVIII века British Library В…

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter