
Миниатюры из книги «Драгоценнейший дар Божий». Европа, XVII век
Bibliothèque de l’Arsenal
Алхимики называли производство философского камня великим деланием — opus magnum. Этот процесс состоял из трех стадий: разложения (нигредо), возрождения (альбедо) и окончательного совершенства (рубедо). Каждой из этих стадий соответствовал определенный цвет: черный, белый и красный. Сначала неблагородные металлы смешивались в реторте (Реторта — сосуд для получения дистиллята из твердых или жидких веществ.) и окрашивались там в черный цвет. Затем в процессе дистилляции пары поднимались вверх, оставляя на стекле белый конденсат. В итоге получалась красная жидкость или порошок, который и называли философским камнем. Согласно алхимической теории, любой неблагородный металл при добавлении красного порошка превращался в золото.
В алхимических трактатах эти три стадии часто изображаются аллегорически. Среди таких аллегорий история короля и королевы — серы и ртути, — испытывающих любовное томление. Сперва они забираются в реторту, потом раздеваются (очищение), затем соединяются (смешение). Прах влюбленных сгнивает, однако спустя какое-то время в сосуде из их останков появляется прекрасная беременная женщина в белом (стадия альбедо). Эта аллегория иллюстрирует идею Аристотеля о гниении как начале жизни, воспринятую алхимиками: «смерть» металлов была необходима для их «воскресения» в лучшем состоянии. Женщина беременна принцем в красных одеждах — аллегорией философского камня.
Автор Сергей Зотов