Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Categories:

театрализованные праздники короля моды Поля Пуаре

9449.jpg
Король моды или ее «тиран», как сам себя называл Поль Пуаре, помимо того, что совершил революцию (и не одну), преобразуя моду рубежа XIX-XX вв., создавал театральные костюмы, организовал ателье «Мартин», где продавались уникальные дизайнерские вещи, владел собственной парфюмерной фирмой «Розин» и составлял композиции изысканных духов, выпускал журнал, а так же многое другое (плавал на яхтах, летал на воздушном шаре, играл в театре …), еще проводил удивительные, феерические, роскошные театрализованные праздники, большую часть которых устраивал в своем особняке. Каждый такой праздник он продумывал до мелочей: сценарий, костюмы, обстановка и оформление. Они как спектакли имели названия. Самый эпохальный был в 1911 году - «Тысяча вторая ночь».


Поль Пуаре за работой, 1926 г.

Круг знакомых у знаменитого парижского кутюрье был широким и в нем он часто находил талантливых, но никому не известных актеров, танцовщиц, певцов, художников. Пуаре задействовал их в своих праздниках, выводил на сцену эти неведомые никому таланты и после таких выступлений они становились известными и любимыми публикой. В своих мемуарах «Одевая эпоху» кутюрье с гордостью пишет: «Это я вывел на театральную сцену маленькую Дургу, маленькую танцовщицу Ванах Яхми, а также Ниоту Иниока, которая то изображала Вишну, то представала в облике Кришны. Благодаря мне приобрели известность Кариатис и многие другие, но самым моим грандиозным открытием так и остался Дюнуайе де Сегонзаг».


«Платья Поля Пуаре». Рисунки Поля Ириба

Поль Пуаре неоднократно участвовал в маскарадах, устраиваемых Высшей художественной школой. Его дебют в этой школе имел грандиозный успех. Одет он был в костюм, созданный им к постановке по пьесе «Навуходоносор» Мориса Магра в «Театре дез Ар». В этом спектакле танцевала Труханова. Костюм выглядел так: длинная просторная мантия, выкрашенная по замыслу кутюрье в цвет подобный тирскому пурпуру, отделкой служили золотые галуны; головной убор – шестикилограммовая золотая тиара с колокольчиками, башенками и минаретами. В таком наряде Пуаре стоял на триумфальной колеснице, в которую были впряжены сто полуобнаженных женщин. «Это было великолепное зрелище», - вспоминает он в своих мемуарах.


Дневное платье от Поля Пуаре, 1911 г. (слева) / Летний ансамбль из шелка (справа)

Он успевал везде. Создавал потрясающие туалеты для дам высшего света, придумывал и реализовывал собственные театральные проекты, работал для театра. К спектаклю по пьесе Анри Батая «Человек с розой» Пуаре вместе со своим другом художником Ронсеном, создал костюмы и декорации. На актрисе Моне Дельза было эффектное платье из серебряной парчи с кружевными вставками, а в темных волосах – ярко-красный гребень, поверх которого ажурная серебряная мантилья. «Мы уже сами не могли понять, где кончается историческая реконструкция, а где начинаются фантазии, поскольку я, тщательно изучив моды той эпохи, представил их в очень вольной трактовке. Сколько ночей мы провели в театре, добиваясь безупречного выполнения декораций и костюмов! Рассвет заставал нас за работой». Почти в это же время кутюрье создавал костюмы для премьеры в мьюзик-холле, хотел, чтобы они выглядели «эффектно и неожиданно». Специально для этих костюмов совместно с профессором Сорбонны Шарлем Анри, разрабатывал технику применения светящейся краски на ткани. И в это же время создавал платье для графини де Грефюль, в котором она должна была появиться в церкви Мадлен на свадьбе дочери. «Великолепный золотой футляр, отороченный собольим мехом, идеально облегал фигуру графини», - вспоминает Пуаре.


Поль Пуаре. Маскарадные костюмы (1913-1914 гг.)

Среди праздников, которые устраивал Поль Пуаре - Праздник Королей. Там был и Людовик XIV, и Бирон – парикмахер короля, Шампань – старший камердинер Его Величества. Мадемуазель де Лавальер играл Анри Коллет. Маршала Тюренна изображал Бастьен де Бопре. На нем был оригинальный костюм – кираса со вделанным пушечным ядром – копией ядра, убившего настоящего Тюренна. На празднике разыграли сцену из жизни короля по придворному этикету и спектакль, достойный короля. Все персонажи в интересных костюмах. На королевском портном были широкие панталоны с пышными оборками из портновских сантиметров.


Модели Поля Пуаре с зауженными юбками, которые он ввел в моду в 1910 году (слева) / Манекенщицы в саду Поля Пуаре. Париж, 1910 г. (справа)

Теперь подробнее о празднике «Тысяча вторая ночь», о котором было сказано в начале статьи. Он «получился незабываемый». Пуаре пригласил художников и предложил «создать не просто праздничный декор, а нечто невиданное – целый сказочный мир». Поле для творческой деятельности было большим – весь дом и сад. Обязательным условием для гостей были восточные костюмы. Когда праздник начался, тех, кто надеялся пройти, например, в китайском халате или во фраке, привратники не впускали, говоря: «Извините, месье, но во фраке сюда нельзя. Это костюмированный бал» или «Месье, вы не в Китае, а в Персии, и Ваш китайский костюм здесь совершенно неуместен». Все было роскошно: полуобнаженный негр, задрапированный в бухарские шелка с факелом в одной руке и ятаганом в другой, встречал гостей, в фарфоровых чашах плескались фонтаны, радовали взор персидские ковры, звучали настоящие персидские мелодии и много других чудес. Все было роскошно. Гости постарались соответствовать созданной Полем обстановке. Великий трагик де Макс одолжил у одной знакомой богатой американки драгоценности. Великолепное жемчужное ожерелье и другие украшения стоили три миллиона, фоном для этих сокровищ служил просторный наряд из черного шелка. «Он рассказывал сказки «Тысячи и одной ночи», подняв палец, как обычно делают уличные сказители на Востоке, а вокруг расселись на полу его слушатели – случайные прохожие».


Зимнее манто. Рисунок Жоржа Лепапа для П. Пуаре. Иллюстрация из Gazett du Bon Ton, № 2. Octobre 1913 (слева) / Дениза Пуаре. Рисунок Жоржа Лепапа «Воспоминания о тысяча второй ночи», 1911 г. (справа)


Подобно интерьерам и экстерьерам, изображенным на старинных эстампах, был воспроизведен фрагмент с затейливым цветником, посреди которого возвышалась ваза из белого халцедона. Из нее поднималась струйка фонтана и все это было искусно подсвечено. Вокруг важно расхаживали розовые ибисы. «Некоторые деревья были сплошь покрыты темно-синими светящимися плодами <…> оживляя это зеленое царство, резвились обезьянки и пестрые попугаи. А в глубине сада сидел я, в облике темнолицего белобородого султана, и держал в руке хлыст с рукояткой из слоновой кости. А вокруг, на ступеньках у трона, возлежали в томных, сладострастных позах мои наложницы…». Таковой была сценография и некоторые мизансцены. Можно добавить, что все это благолепие дополняли аттракционы, гадалка в отдельной хижине, ларьки торговцев, лавки ремесленников – горшечник ловкими пальцами лепил маленькие вазы из глины, внезапно появился торговец маленькими обезьянками-уистити (реплика с восточного рынка), лаборатория алхимика (замаскированный бар с редкими напитками) гости могли заходить в эту лабораторию и создавать новые эликсиры – коктейли «таинственные и ни на что не похожие, восхитительные на вид и неожиданные на вкус».


Американская миллионерша и меценатка Пегги Гугенхейм в костюме П. Пуаре из золотой парчи, расшитой разноцветным жемчугом (слева) / Ансамбль из восточных шароваров и верхней части с открытой спиной, 1926 г. (справа)

Среди гостей - действующих лиц были знаменитости. На лужайке в саду танцевала Режина Баде. Пуаре пишет: «… трава под ее ногами почти не примялась – такой невесомой, такой воздушной она была». Пышнотелая экзотическая Труханова танцевала после Баде. «Затем на лужайке появилась хрупкая, изысканная Замбелли, отвергавшая ласки влюбленного мима. А потом из-под земли поднялись огненные сполохи, снопы искр бесшумно взлетели до самой крыши и расцвели, как стеклянные цветы». Интересное зрелище представляли собой зрители, следившие за выступлением танцовщиц. Они лежали на коврах среди пестрых подушек, все вместе выглядело живописным нагромождением шелков. В лунном свете эта картина переливалась, как драгоценный витраж.


Узкое пальто. Поль Пуаре (слева) / Восточный костюм Поля Пуаре для пьесы «Минарет» (справа)

Для своих костюмированных театрализованных праздников Поль не жалел ни сил, ни средств, вкладывая огромные деньги, чтобы его идеи воплотились и мечта стала реальностью. Он восстановил почти разрушенный охотничий домик Людовика XV (в который наведывался и Людовик XIV, и Наполеон I), построенный архитектором Трианона Анжем Жаком Габриэлем. Помимо того, что ремонт дома был дорогостоящим – реставрация здания, проведение водопровода и пр., Пуаре не пожалел денег, чтобы создать интерьер, исторически соответствующий обстановке дома. Для этого он приобрел обюссоновский ковер, мебельный гарнитур, настоящие канделябры галантной эпохи, в которых горели свечи, старинные музыкальные инструменты – виолы да гамба, виолы д`аморе, пошетты, а для большой гостиной – клавесин.


Восточное платье в стиле ампир. Поль Пуаре (слева) / Ансамбль из шелка в восточном стиле. Поль Пуаре (справа)

Обстановка и атмосфера полностью были воссозданы. В гостиной звучала музыка XVII и XVIII веков – сочинения Глюка, Рамо, Дакена, Куперена. Знаменитый парижский квартет скрипачей под управлением Армана Парана дал концерт – дом ожил. После этого концерта у Пуаре возникла идея воссоздать версальское празднество. Собрав своих единомышленников-друзей, он посвятил их в планы. Художник Ноден раздобыл ноты балета Люлли «Празднества Вакха», также отыскали ноты двух кантат Рамо «Диана и Актеон» и «Нетерпение». Работа забурлила. Еще поставили балет XVI века на либретто Г. Гастольди и на музыку Паллавичини.

Праздник состоялся 20 июня 1912 года. Все было великолепно продумано с неизменным вкусом и роскошью: костюмы, декорации, музыка. Даже часть леса была украшена в стиле Великого века. Хозяин праздника торжественно встречал гостей в облике статуи Юпитера Олимпийского, выполненной из золота и слоновой кости: золотые волосы сплошь в завитках, золотая борода, хитон из ткани цвета слоновой кости, на ногах – котурны.


Поль Пуаре (в центре справа) среди актеров и друзей на празднике святой Екатерины. 1925 г.

На праздник съехалось три сотни гостей, конечно, в основном это были ярчайшие представители разных областей искусства, «собрались все художники Парижа». В разгар праздника «опьяненная вином и окружающим великолепием» Айседора Дункан взошла на подмостки, служившие сценой, и станцевала под арию Баха. «Юпитер не мог устоять перед таким искушением и присоединился к ней, он танцевал, как танцуют боги <…> зрители были взволнованы до слез».

Поль Пуаре устраивал много праздников, среди которых были, например, «Чрево Парижа», праздник Нуворишей, праздник Лунного света и другие великолепные, каждый со своим продуманным сценарием, костюмами. Обо всех сложно рассказать в одной статье. Мемуары великого кутюрье буквально излучают его неистощимую творческую энергию, транслируют читателю эмоции гениального человека. Их интересно и приятно читать. Тем, кому интересна история театра и моды, я думаю, понравится книга Поля Пуаре «Одевая эпоху».


Платье модного Дома Гиндус. В фасоне и отделке этого платья чувствуется влияние Пуаре (слева) / Платье Поля Пуаре

От чего-то многие исследователи склонны утверждать, что на творчество Поля Пуаре повлияли работы Льва Бакста. Бесспорно, сходство есть. Если мы сравним рисунки Бакста и Лепапа, сделанные для кутюрье, а также сами модели, то, не разобравшись в ситуации, согласимся с данным утверждением. Но! Если немного порассуждать, то, во-первых, оба предпочитали стиль Ар-Нуво, во-вторых, оба сделали колоссальный вклад в формирование данной стилистики, в- третьих, оба были наделены мощнейшим талантом. Русский балет Сергея Дягилева, для которого Бакст создавал костюмы, произвел на Пуаре, как он сам признает, и на многих французских художников, неизгладимое впечатление «допускаю, что в какой-то мере я находился под его влиянием. Но не надо забывать, что к тому времени я уже создал себе имя и приобрел известность задолго до появления в Париже месье Бакста. Только иностранные журналисты, не сумев (или не захотев) разобраться, что к чему, могут объявлять меня последователем Бакста». Не будем вторить «иностранным журналистам». Невозможно умалить заслуги и вклад в культуру, которые сделал король моды. Да и можно вспомнить тот факт, что параллельные открытия не новость в истории человечества. Это происходило в разных областях культурной и научной деятельности, взять хотя бы для примера пары: Лебниц и Ньютон, Лобачевский и Гаус, Джоуль и Ленц, Белл и Грэй, Корбюзье и Грей и т.д., и т.п.



источник

безумные платья Луизы Казати

Tags: иллюстраторы - художники - 19 век, история в моде, серебряный век, театральный костюм
Subscribe

Posts from This Journal “серебряный век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments