Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Categories:

история такси в Санкт-Петербурге


первые таксомоторы на улицах Петербурга. 1909 год. фото К.Булла


"белые таксомоторы" - французские машины Panhard-Levassor. 1912 год.

14 мая 1909 года было основано общество «Санкт-Петербургский таксомотор», учреждённое торговым агентом американской фирмы Ford и частным предпринимателем Самуилом Фриде. Таксопарк находился на Караванной улице. Несмотря на амбициозные планы основателя, к 2013 году компания обанкротилась: его машины были слишком ненадёжны и затраты на их обслуживание не окупались.


петербургские таксомоторы французской фирмы Charron. 1913 год.

На самом деле таксисты появились в городе задолго до проекта Фриде: уже в 1899 году объявления об аренде автомобилей появлялись в печатных изданиях, а уже в 1906 году появились автомобили с таксометрами на борту. Первый такой прибор отечественного производства появился в 1910 году, сконструировал его инженер А. Кацкий.


таксометр А. Кацкого.

Несмотря на провал предприятия Фриде, количество моторизированных извозчиков в городе продолжало неуклонно расти, и в 1914 году в Петербурге было зарегистрировано уже 403 такси. В Северной столице появлялись стоянки, открылась диспетчерская служба для вызова автомобилей, услугу можно было получить круглосуточно. Фактически стать владельцем таксопарка в то время мог любой владелец автомобиля.

Расценки таксистов в 1909 году в среднем были следующими: верста (чуть более одного километра) стоила 35 копеек, за каждые четыре минуты простоя пассажир был обязан заплатить ещё десять копеек сверху.

В эксплуатации таксопарков находилось около 30 различных марок машин, среди которых: французские Charron, Panhard и Levassor и немецкие Opel, NAG, Gaggenau и Oryx.



К 1910 году в газетах начали появляться заметки о недобросовестных таксистах, проворачивавших манипуляции со счётчиком и даже совершавших нападения на пассажиров. А в 1912 году правила работы моторизированных извозчиков стали более жёсткими — было принято «Обязательное постановление для таксомоторов в гор. С.-Петербурге», регламентировавшее требования к автомобилям, таксы, порядок работы таксистов и т. п.

После революции автомобили были национализированы, а служба такси ликвидирована. Лишь в 1919 году был открыт, таксомоторный парк, позже названный Ленинградским, а к 1930 году в нём числилось до 83 таксомоторов марки Ford. Проезд был недорогим, а воспользоваться услугой призывал лозунг «Такси — не роскошь, а культурная необходимость».

Tags: автомобиль, история в кадрах, питер
Subscribe

Posts from This Journal “история в кадрах” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment