история такси в Санкт-Петербурге


первые таксомоторы на улицах Петербурга. 1909 год. фото К.Булла


"белые таксомоторы" - французские машины Panhard-Levassor. 1912 год.

14 мая 1909 года было основано общество «Санкт-Петербургский таксомотор», учреждённое торговым агентом американской фирмы Ford и частным предпринимателем Самуилом Фриде. Таксопарк находился на Караванной улице. Несмотря на амбициозные планы основателя, к 2013 году компания обанкротилась: его машины были слишком ненадёжны и затраты на их обслуживание не окупались.


петербургские таксомоторы французской фирмы Charron. 1913 год.

На самом деле таксисты появились в городе задолго до проекта Фриде: уже в 1899 году объявления об аренде автомобилей появлялись в печатных изданиях, а уже в 1906 году появились автомобили с таксометрами на борту. Первый такой прибор отечественного производства появился в 1910 году, сконструировал его инженер А. Кацкий.


таксометр А. Кацкого.

Несмотря на провал предприятия Фриде, количество моторизированных извозчиков в городе продолжало неуклонно расти, и в 1914 году в Петербурге было зарегистрировано уже 403 такси. В Северной столице появлялись стоянки, открылась диспетчерская служба для вызова автомобилей, услугу можно было получить круглосуточно. Фактически стать владельцем таксопарка в то время мог любой владелец автомобиля.

Расценки таксистов в 1909 году в среднем были следующими: верста (чуть более одного километра) стоила 35 копеек, за каждые четыре минуты простоя пассажир был обязан заплатить ещё десять копеек сверху.

В эксплуатации таксопарков находилось около 30 различных марок машин, среди которых: французские Charron, Panhard и Levassor и немецкие Opel, NAG, Gaggenau и Oryx.



К 1910 году в газетах начали появляться заметки о недобросовестных таксистах, проворачивавших манипуляции со счётчиком и даже совершавших нападения на пассажиров. А в 1912 году правила работы моторизированных извозчиков стали более жёсткими — было принято «Обязательное постановление для таксомоторов в гор. С.-Петербурге», регламентировавшее требования к автомобилям, таксы, порядок работы таксистов и т. п.

После революции автомобили были национализированы, а служба такси ликвидирована. Лишь в 1919 году был открыт, таксомоторный парк, позже названный Ленинградским, а к 1930 году в нём числилось до 83 таксомоторов марки Ford. Проезд был недорогим, а воспользоваться услугой призывал лозунг «Такси — не роскошь, а культурная необходимость».

Posts from This Journal by “история в кадрах” Tag

promo j_e_n_z_a december 12, 2013 14:14 7
Buy for 100 tokens
facebook instagram vk plus.google twitter