
Высоцкий на вступительных экзаменах в строительный институт писал сочинение по «Обломову». Он хотел поступать в театральный, но отец и дед постановили: «Значит так: чтобы всегда был кусок хлеба – в технический вуз». Семёну Владимировичу, человеку, связанному с техникой, хотелось, чтобы сын пошёл по инженерной линии.
Окончательно решил судьбу Володи Владимир Семёнович, дед: «Кончишь институт, получишь специальность, а потом уж можешь быть актёром». Дед был человеком широко образованным, обладал железной логикой, несокрушимым даром убеждать – внук не посмел его ослушаться.
Высоцкому абсолютно всё равно, куда поступать. Друг Кохановский выбрал инженерно-строительный институт – пригласительный билет на день открытых дверей показался ему самым красивым. И Высоцкий с ним за компанию. У Кохановского первый разряд по хоккею с шайбой, так что едва он в приёмной комиссии заикнулся о своих спортивных успехах, тут же чуть ли не выписали студенческий билет - спортсмены тогда ценились. Игорь предупредил: «Я с другом». И друга вписали в особый список. А что значит особый список? Им сообщили темы сочинений, они и подготовились.
Высоцкий выбрал такую тему экзаменационного сочинения по литературе – «Обломов и обломовщина». Написана работа складно, текст выстроен уверенной рукой, сделаны идеологически выдержанные выводы. Наискосок по тексту выведена отметка – «Хорошо».
Если кому интересно, приведу, что насочинял абитуриент Высоцкий 2 июля 1955 года:
«Роман Гончарова «Обломов» был написал в 1859 году. Работа над этим романом продолжалась 10 лет. Причины такой длительной работы были вызваны тем, что Гончаров принимали участие в кругосветном путешествии, а затем был назначен на пост главного цензора.
Когда роман вышел в свет, он наделал много «шума», как как затрагивал наиболее актуальные проблемы, волновавшие тогда общественность. Вокруг романа разгорелись жаркие политические споры. Тема романа была сравнительно новой для русской литературы. Хотя ещё раньше Фонвизин в «Недоросле» и дал пример уродливого воспитания детей, у Гончарова эти проблемы затронуты шире и глубже. Он показал, как такое воспитание коверкает будущую жизнь людей, их души и чувства.
Именно такого человека и показал Гончаров своём романе «Обломов».
Илья Ильич Обломов родился в патриархальной семье, где мало чувствовалась крепостная эксплуатация. Дворня не подвергалась телесным наказаниям. Обломов-отец никогда не занимался хозяйство «и не думал никогда проверять, сколько копен сжато или скошено». Вся семья была неприхотлива, дружелюбна.
С самого детства родители приучали Ильюшу к безделью, несамостоятельности, крепостническим замашкам. Всё за него делали «триста Захаров». Даже чулки ему одевал Захар. Ему, как и всем детям его возраста, свойственно стремление порезвиться, пошалить, сбегать на голубятню подраться с мальчишками. Но этим лучшим чертам детского характера не суждено развиться. Он был в детстве любознательным мальчиком. Ему хотелось всё видеть и всё знать. Но как только он захочет что-нибудь сделать сам, как раздаётся окрик отца или матери: «Как? Куда? Зачем? А Васька, а Ванька? А Захарка на что?» И мальчику приходилось смиряться. Всё это вырабатывало безделье и несамостоятельность. Умственные интересы отсутствовали в семье Обломовых. Жизненные понятия в ней были весьма ограничены. Понятно, что такой образ жизни не мог способствовать умственному развитию ребёнка.
С 14 лет родители отдали Ильюшу учиться к немцу Штольцу. И в учёбе тоже отразилось то крепостническое мировоззрение, которое с детства внушили ему родители. Родители смотрели на учёбу очень формально, мечтая о том, чтобы Ильюша ничего не делал, переходя из класса в класс, и чтобы как-нибудь получил аттестат зрелости, в котором было бы написано, что Ильюша прошёл все науки и искусства. С такими взглядами они, конечно, отбивали у сына всякий интерес к ученью. Ест естественно, что плоды такого воспитания не могли не сказаться в дальнейшем. Всё это породило то, что Добролюбов назвал «Обломовщиной».
И вот мы встречаем Обломова. Ленивого и безвольного человека. «Гнусная привычка получать удовлетворение своих деланий не от собственных усилий, а от других развила в нём апатичную неподвижность и повергла его в состояние нравственного рабства». Он целые дни пролёживает на диване в халате, неподвижный и ленивый. И тот же Захар исполняет всего его прихоти. Обломов не может существовать отдельно от Захара, они – неразрывное целое. Всё свидетельствует о лени Обломова: внешность, обстановка, неподвижность. Неумение практически мыслить приводит к тому, что его, как ребёнка, обманывают его же собственные «друзья». Только лишь любовь к Ольге Ивинской на время разбудила Обломова от спячки, в которой находилеяись его ум, чувства. Он читает ходит, следит за собой. Но лишь на время. «Обломовщина» взяла верх. Он снова погрузился в состояние лини и апатии. Обломов не смог найти себе дела в жизни. Поэтому так безрадостна и однообразна его жизнь.
Роман Гончарова «Обломов», безусловно, является реалистическим произведением. Но Гончаров Ввзглянул на «Обломовщину» со всех сторон, и поэтому его реализм можно назвать критическим.
Гончаров был мастером типизации широкого художественного обобщения. В романе самые незначительные черты быта описаны ка же, как и главные: просто и чётко. Прост и правдив у Гончарова язык, о котором Белинский сказал, что его язык «чистый, правильный, лёгкий, свободный, льющийся…»
Роман имеет большое значение, как для того, так и для нашего времени. Для того времени он важен тем, что помог передовым людям понять причину «Обломовщины», помог бороться с ней. В наше время роман помогает бороться с остатками «обломовщины», является ценным литературным наследием».
Ну, в общем, набор банальностей. Как и должно было быть в сочинении того времени. И этот образец существовал долгие десятилетия. Не знаю, какие сейчас пишут школьники сочинения по «Обломову».
Кстати, у меня в друзьях здесь Олег Харо. Он учился с Высоцким в МИСИ. Помнит его. Может, к 80-летию поделится какими-то воспоминаниями.
Николай Андреев

Высоцкий в пору учёбы в строительном институте.

Владимир Высоцкий на Большом Каретном. Фото 5 марта 1955.
Владимир Высоцкий - На Большом Каретном