
Призрак. Постановочная стереофотография фирмы London Stereoscopic and Photographic Company. Около 1856 года
The Metropolitan Museum of Art
Мода XIX века на спиритизм затронула и фотографию. Лондонская Stereoscopic and Photographic Company, крупнейший издатель стереофотографий (Стереофотография — двойная фотография, создающая впечатление объема при просмотре через особое устройство), торговала преимущественно фотографиями пейзажей и архитектуры. Но в ее каталогах было много и постановочных сценок, часто юмористических. Среди них были и снимки призраков, уступавшие, впрочем, в популярности романтическим сюжетам и изображениям детей.
Некоторые, однако, восприняли это новшество слишком серьезно. В 1869 году суд Нью-Йорка слушал дело о мошенничестве против фотографа Уильяма Мамлера. Четыре года он вел успешную практику в Бостоне при поддержке общества спиритов. Мамлер пользовался разными методами — от простой двойной экспозиции до применения пластин с предварительно нанесенными уменьшенными изображениями дорогих покойников (Тем не менее никаких доказательств мошенничества Мамлеру предъявить не смогли. Хоть и проводили различные фотографические эксперименты для его разоблачения, как это было проделано главным обвинителем Мамлера на суде П. Т. Барнумом. И более того — его оправдали. Однако карьера его была разрушена).
Однажды в одном из «призраков» узнали вполне живого местного жителя, и Мамлер перебрался в Нью-Йорк, где вскоре попал под суд. Слушания продолжались две недели, широко освещались, и секреты фотопроизводства впервые стали предметом обсуждения публики. «Мы верили, что фотография не лжет, — сокрушались журналисты. — Кто теперь станет ей верить?»
спиритическая фотография