
Аполлинарий Васнецов. Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя», М. Глинка. Площадь. 1904
Петербургская публика познакомилась с «Садко» во время гастролей в Петербурге Мамонтовской оперы в апреле 1898 года5. Дирекция решила превзойти этот спектакль по богатству и художественному решению постановки. Если в Частной опере оформлением занимались Константин Коровин и Сергей Малютин, то декорации и костюмы к петербургскому спектаклю делались по эскизам и рисункам Аполлинария Васнецова. Его помощниками стали художники декорационных мастерских Петр Ламбин, Николай Юргенс и Адольф Квапп. Васнецов специально отправился в Новгород и Архангельскую губернию для изучения древнерусской архитектуры и знакомства с северным русским пейзажем. Написанные им эскизы были отмечены исторической точностью и достоверно передавали бытовой уклад древнерусского города.

Новгородские хоромы (первая картина). Эскиз декораций Аполлинария Васнецова.
Ежегодник Императорских театров. 1900–1901

Аполлинарий Васнецов. Эскизы костюмов для Садко, Фомы Назарьича и Луки Зиновьича.
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
К исполнению оперы Дирекция привлекла лучшие, по определению Римского-Корсакова, артистические силы. Партию Морской царевны пела Аделаида Больска (специально для нее автор дописал в Колыбельной верхнее «ре»), Садко – Иван Ершов (в первых двух представлениях он, к огорчению автора, не участвовал). «Направник разучивал и дирижировал не морщась, – вспоминал композитор, – но впоследствии все-таки сдал мою оперу Феликсу Блуменфельду»6. Благоприятным и очень плодотворным ходом репетиций, по-видимому, объясняется то, что впервые Римский-Корсаков по собственной инициативе наметил в партитуре ряд купюр, которые и были сделаны дирижером.

Волхова – Аделаида Больска; Садко – Иван Ершов.
Ежегодник Императорских театров. 1900–1901
Премьера «Садко» состоялась 26 января 1901 года в бенефис оркестра. «Опера прошла прекрасно. Приятно было наконец услышать свою музыку в большом оркестре и при надлежащей разучке. “Кое-как” частных оперных сцен уже начинало меня удручать»7, – с удовлетворением писал композитор. На спектакле присутствовали вся царская семья (кроме императрицы), вся музыкальная пресса, зал был переполнен, несмотря на повышенные, «бенефисные» цены. По требованию публики повторяли песню Индийского гостя, Варяжскую песню и песню Веденецкого гостя. Артистам и автору устраивали овацию после каждого действия. По окончании спектакля композитора вызывали восемь раз. Успех оперы не снижался и на последующих представлениях.

Программка премьерного спектакля оперы «Садко» в Мариинском театре.
Архив Мариинского театра
Реакция критики на новую оперу Римского-Корсакова на этот раз оказалась в целом положительной. Еще до премьеры Герман Ларош написал, обращаясь к публике: «Идите… и рукоплещите»8. Рецензент «Русской музыкальной газеты» назвал постановку успешной, хотя и отдал предпочтение спектаклю Мамонтовской оперы. По его мнению, в Частной опере «Садко» имел успех «решительный и внушительный», а в Мариинском театре – «нерешительный и невнушительный» (критик судил только по первому представлению); в четвертой картине «вместо “города шумного, волнующегося и ликующего” веяло провинциальной апатией», критиковался также «подводный балет», пригодный «скорее для феерии Зоологического сада, чем для художественной сцены»9.

Дочери Морского царя. Морской царь – Константин Серебряков.
Ежегодник Императорских театров. 1900–1901
В то же время в рецензии отмечалось, что условия Мариинского театра больше отвечали требованиям партитуры (в частности, возможностью сделать подвижные декорации в подводном царстве), удостоилось похвалы богатое и интересное живописное оформление; из исполнителей выделялись Аделаида Больска (Волхова), Нина Фриде (Любава) и Митрофан Чупрынников (Индийский гость).

Иноземные гости.
Ежегодник Императорских театров. 1900–1901
После пятого представления, состоявшегося 11 февраля 1901 года, «Русская музыкальная газета» отмечала: «Опера приобретает все больший успех у публики. Некоторые шероховатости первого представления стали сглаживаться, особенно благодаря новым исполнителям главных партий. Из них – наиболее важно для успеха оперы исполнение заглавной партии г. Ершовым, превосходным артистом, чутким, живущим на сцене, а не двигающимся только по указанию режиссера, к тому же артистом с прекрасным, гибким голосом. Отличной “Буслаевной” оказалась г-жа Маркович, ее свежий голос звучит особенно красиво в этой партии… Небольшая партия гусляра Нежаты также выиграла от передачи ее г-же Славиной, и выиграла не только в сценическом отношении, но и в музыкальном – низкая партия гусляра была не в голос г-жи Долиной»10.

Нежата – Мария Славина; Любава – Надежда Маркович.
Ежегодник Императорских театров. 1900–1901
Более критичный отзыв оставил о спектакле Владимир Теляковский, посмотревший его после вступления в июне 1901 года в должность директора Императорских театров. «Постановка оперы довольна слаба в общем, хотя нельзя не согласиться с тем, что видно было желание выйти из рутины и сделать что-нибудь новое. Некоторые костюмы недурны. Декорации плохи, хотя и сделаны по эскизам Аполлинария Васнецова. Совсем ничего нет сказочного, что должно бы быть по либретто… Оркестр хорош»11.

Аполлинарий Васнецов. Эскиз декораций для ладьи Садко. Эскиз костюма Морского царя.
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
Спектакль, срежиссированный Осипом Палечеком и оформленный Аполлинарием Васнецовым, сохранялся в репертуаре Мариинского театра до 1908 года. В 1920-м в ГАТОБ состоялась новая постановка «Садко» – с декорациями и костюмами, созданными по эскизам Константина Коровина. Именно это оформление восстановили для спектакля, осуществленного в Мариинском театре в 1993 году и идущего на его сцене до сих пор.
Владимир Горячих
Аполлинарий Михайлович Васнецов ( 1856-1933 ) - русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Академик петербургской Академии художеств ( 1900 ). Родился в селе Рябово ( Вятская губерния ) в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880-1890гг. жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах " Живописное обозрение ", " Всемирная иллюстрация " и др. Затем переселился в Москву. Был членом " Товарищества передвижников " и одним из организаторов " Союза русских художников ". Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества ( 1901-1918 ), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана. С 1918-1929гг. возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В 1931г. стал единственным из художников, публично выступившим против варварского сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету " Известия ". История искусства знает немало художественных династий и примеров творчества родных братьев. Это итальянцы Беллини и Карраччи, французы Ленен, русские братья Маковские и Коровины. Этот список могут продолжить братья Васнецовы - уроженцы северного вятского края. О них очень метко сказал Фёдор Шаляпин: " Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы ". Аполлинарий Васнецов всегда находился словно бы в тени своего старшего брата. Действительно, в массовом сознании фамилия Васнецовых чаще всего ассоциируется с именем Виктора Михайловича, автора знаменитых полотен " Богатыри ", " После побоища Игоря Святославича с половцами ", " Алёнушка ". Именно ему " младший " Васнецов был обязан почти всем: это по примеру брата он ещё в раннем детстве увлекся рисованием, это брат пригласил его, когда они осиротели, жить к себе, в Петербург, обучил технике живописи, радовался успехам, поддерживал и вдохновлял. И вместе с тем Аполлинарий Васнецов прошёл в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов. Он вошёл в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего суровую природу Урала и Сибири, и историко-бытового жанра, показавшего древнюю деревянно-рубленую Москву и её архитектуру. Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком. Как это часто бывает, большая культура и эрудиция сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью. Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости. Мягкий и уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел постоять за себя, за свои принципы и убеждения. Таким рисуют нам Аполлинария Васнецова многочисленные воспоминания и рассказы современников. Вот что, например, вспоминал хорошо знавший его Александр Бенуа: " Весь он был, как " красная девица ": поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный. В целом он производил необычайно милое впечатление ". Позднее Бенуа расширил характеристику: " Мне нравились его довольно наивные, и всё же убедительные затеи " возрождения " прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у " Аполлинаши " удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивлённом взоре, а его довольно пухленькие " ланиты " рдели таким румянцем, какого вообще не найдёшь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его " сибирский " овор, ещё более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей ". Аполлинарий Васнецов прожил, на первый взгляд, спокойную и ровную жизнь без взлётов, падений, мучительных сомнений и поисков. Нет, были, конечно, и поиски, были и колебания, но только в самом начале творческого пути. Сложно находил себя А.Васнецов. Искренние стремления юноши к правде и счастью для народа вначале увели его далеко от искусства. Переболев " народничеством ", он, наконец, нашёл себя в живописи, и с тех пор начался его ровный творческий путь. Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов 23 января 1933г. и похоронен на Введенском кладбище в Москве рядом со старшим братом. На могиле умершего мастера воздвигнуто надгробие с высеченными словами: " Художнику, историку, мыслителю ".
источник 1
источник 2
источник 3
источник 4