Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия.
«Божественная комедия», став одним из величайших литературных произведений, породила повальное увлечение «адской картографией». Желание отобразить «Ад», описанный Данте, распространялось на фоне популярности картографии и одержимости Ренессанса пропорциями и измерениями.
Вычисления Антонио Манетти, 1529 год.
Увлечение картографированием Ада началось с Антонио Манетти, флорентийского архитектора и математика 15-го века. Он старательно работал над «местом, формой и размерами», например, оценив ширину Лимба примерно в 141 километр.
Иллюстрация Антонио Манетти.
Иллюстрация Антонио Манетти.
Однако в учёной среде возникали споры по поводу картирования вымышленного мира. Мыслители задавались вопросами: Какова окружность Ада? Насколько он глубок? Где вход? Даже Галилео Галилей вовлёкся в обсуждения. В 1588 году он прочитал две лекции, в которых исследовал размеры Ада и в итоге поддержал версию топографии Ада Манетти.
Карта Ада Боттичелли.
Одна из первых карт «Ада» Данте появилась в серии из девяноста иллюстраций Сандро Боттичелли, соотечественника поэта и творца Высокого Возрождения, создавшего свои рисунки в 1480-90-х годах по заказу ещё одного известного флорентийца – Лоренцо де Медичи. Дебора Паркер, профессор итальянского языка в Университете Виргинии, пишет: «Карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений... спуска, совершённого Данте с Вергилием через "ужасную долину боли"».
Карта Ада Микеланджело Каэтани, 1855.
Ад Данте визуализировался несчетно раз, от чисто схематических представлений, как на диаграмме Микеланджело Каэтани 1855 года, где мало деталей, но прослеживается чёткая систематичность с использованием цвета, до богатых элементами иллюстративных карт, как в версии Жака Калло 1612 года.
Иллюстративная версия карты Ада Жака Калло, 1612 год.
Даже после сотен лет культурных изменений и потрясений «Ад» и его ужасающие сцены пыток продолжают вызывать интерес читателей и иллюстраторов. Например, ниже версия Даниэла Хилда. Его карте 1994 года не хватает золочёного блеска Боттичелли, но это ещё один чёткий визуальный путеводитель через описанный поэтом загробный мир.
Даниэл Хилд, 1994 год.
Линдсей Маккаллох, 2000 год.
Карта Ада из книги, которую издал Альд Мануций в конце 15-го века.
Карта Ада Джованни Страдано (Страданус), 1587 год.