Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Наталья Гончарова. театральный костюм


Наталия Гончарова в мастерской на улице Висконти в Париже. Конец 1920-х годов. Журнал «Третьяковская галерея».

Свою первую персональную выставку молодая художница Наталия Гончарова открыла весной 1910 года в залах Общества свободной эстетики. Впрочем, выставка проработала всего один день и была закрыта полицией. Что именно возмутило стражей общественного порядка и блюстителей нравственности, рассказывает газета «Столичная молва».
БЕСЕДА С ГОНЧАРОВОЙ

НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА. МУЗЫКА И ТЕАТР: РУССКИЕ ГОДЫ

...декорации к опере-балету «Золотой петушок» на музыку Н.А. Римского-Корсакова и к хореографическим сценам с пением в «Свадебке» на музыку И.Ф. Стравинского стали кульминацией неонационализма в искусстве: в оформлении сцены доминировали резьба по дереву, иконы и фольклорный орнамент.


Наталья Гончарова. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1914


Эскиз костюма для оперы-балета «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова
Наталья Сергеевна Гончарова



На фото: Мясин (танцор, партнер Дягилева в те годы), Гончарова, Стравинский, Ларионов, Бакст. Лозанна, 1915.


ИСПАНСКАЯ ФЕЕРИЯ НАТАЛИИ ГОНЧАРОВОЙ

Летом 1916 годэ Наталия Гончарова и Михаил Ларионов впервые оказались в Испании. В паспорте Ларионова стоит отметка о пересечении 14 июля 1916 года испанской границы близ Сан-Себастьяна. Инициатором поездки был, как это часто случалось в их биографии, Сергей Павлович Дягилев.

Собственно говоря, то была скорее командировка. «Русские балеты» приехали в Мадрид на гастроли, и Дягилев вызвал художников для продолжения работы над балетом «Литургия». В Сан-Себастьяне была начата работа над новой хореографической сюитой «Русские сказки»1, премьера первой новеллы которой - одноактного балета «Кикимора» - состоялась на сцене театра Виктории-Евгении 25 августа 1916 года. Испанские гастроли были успешными, труппе покровительствовал сам король Испании Альфонсо XIII, который посещал все премьеры, часто присутствовал на репетициях2. По окончании выступлений в Сан-Себастьяне Дягилев с Леонидом Мясиным3 в компании Ларионова и Гончаровой совершили большое путешествие по стране...


«Испанки». Полиптих. 1923–1924.

Гончарова-художник, кажется, переживала в Испании свое второе рождение. Испанские музыка, культура, характер, в которых соединялись сдержанность и страстность, оказались очень Близки художнице. Она с удовольствием погрузилась в новую для нее жизнь. В ее блокнотах - множество зарисовок: лица и фигуры, одетые в черное испанки, пейзажи с пальмами и южными белыми домиками, витиеватыми решетками, портреты знакомых. В воспоминаниях художницы перечислены те, кто составлял их окружение в Сан-Себастьяне. «В течение этого пребывания в Сан-Себастьяне мы часто встречали Мануэля де Фалья, который провел там с нами эти месяцы. Арбос7 дирижировал оркестром в казино. Артур Рубинштейн там играл часто для нас в казино вечером, музицировал у короля и королевы и играл в рулетку. Он играл часто также для старой [королевы] у нее, для нас и других своих друзей в казино. Он очень любил играть в рулетку. В труппе было много молодых артистов, чья карьера только начиналась. Там Были Лидия Лопухова8, Мясин и, насколько я помню, Нинет де Валуа9, Леон Войциховский10, Соколова11, Идзиковский12. Много среди них было еще совсем молодых и начинающих свою карьеру»13.

Интересно отметить, что именно в Испании Гончарова необычайно много рисует. В отличие от Ларионова, чье эпистолярное наследие - многочисленные блокноты, блокнотики, тетрадки, альбомы - огромно, Гончарова скорее не была склонна постоянно «чувствовать пульс жизни» посредством рисования. В Испании она пытается зафиксировать все свои впечатления в рисунках. Некоторые из пейзажей будут почти процитированы в эскизах декораций к балетам «Испания» на музыку М. Равеля и «Триана» И. Альбениса14. Манера рисования художницы - темные резкие штрихи, контрасты черного и белого - кажется порождением гитарной музыки фламенко с ее остановками, перепадами ритмов, острым мелодическим рисунком. Пожалуй, Гончарову впервые по-настоящему привлекает мир танца. Обычно она не любила присутствовать на репетициях, наблюдать за рождением хореографического рисунка: это была стихия Ларионова. Быть может, причина возникшего интереса в том, что в Испании танец был и остался органичной частью народной жизни. И то, что в России Гончарова ощущала и чувствовала в жизни простых людей, в их буднях и праздниках, в Испании открылось ей в народных гуляньях и уличных танцах никогда не засыпающей Севильи. В альбомах Гончаровой на первый взгляд парадоксально переплетаются русские и испанские мотивы, и совсем не случайно исполненная в Испании декорация к «Свадебке»15 с возникающими на заднем плане фабричными трубами долгое время неправильно атрибутировалась как эскиз к испанскому балету «Триана». Мысль соединить испанские и русские танцы занимала и Дягилева, который собирался сделать это в одной из предполагаемых программ (балеты «Русская ярмарка» и «Испанская феерия»). Возможно, именно танцы фламенко, соединяющие строгость четких поз и экспрессию движения, стали для Гончаровой ключом к нахождению компромисса между стремлением к жесткому конструктивному костюму и необходимостью его адаптации к балету, повлияв на решение оформления русского балета «Литургия»16.

ВИЛЛА СЕРГЕЯ КУСЕВИЦКОГО. ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАКАЗА

В 1922 году, получив заказ на оформление особняка знаменитого музыканта и дирижера Сергея Кусевицкого, Гончарова пишет огромное панно «Испанки» для столовой (ныне в частном собрании). Холодноватый серебристо-голубой колорит живописи, кажется, более созвучен сумрачному звучанию гитары, нежели соотносится с яркой декоративностью испанских народных одежд. В сериях живописных «Испанок» воплощено характерное для творчества Гончаровой стремление к монументальности...


Царевна-Лебедь. Эскиз оформления особняка С.А. Кусевицкого в Париже
1922–1926
Бумага, соус. 51 × 33
Галерея Равенскорт (Ravenscourt Galleries), Лондон
аукцион

...К сожалению, старания Гончаровой оказались напрасными - С.А. Кусевицкий практически не жил в особняке, в 1923 году он получил предложение возглавить Бостонский симфонический оркестр и большую часть времени проводил в Америке, бывая в Париже наездами.



Вариант костюмов Натальи Гончаровой к постановке «Подводное царство» (из оперы «Садко»).

В период 1916-1919гг. Гончарова создала множество набросков, эскизов театральных костюмов и декораций для двух задуманных Дягилевым балетов на испанскую тему — «Тиана» и «Испания». Несмотря на то, что ни один из этих балетов так и не были поставлен, это не помешало Гончаровой представить эскизы публике, что окончательно закрепило за ней репутацию одного из величайших театральных художников своего времени.


аукцион


аукцион

НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА. ГАЛЕРЕЯ

Наталья Гончарова. The Library of Congress/Библиотека Конгресса

доработать
Women of the Russian and Soviet avant-garde
Tags: авангард, театральный костюм
Subscribe

Posts from This Journal “театральный костюм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments