Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Categories:

Варвара Лопухина. Эмилия. героиня драмы Лермонтова «Испанцы»


Эмилия — героиня драмы Лермонтова «Испанцы». 1830—1831
Бумага, акварель. 15,6×12,6
Акварель принадлежала В. А. Лопухиной и была в 1839 году передана ею на хранение А. М. Верещагиной-Хюгель. В 1961 году обнаружена в ФРГ у профессора М. Винклера.
В 1962 году привезена И. Л. Андрониковым и передана в ГЛМ

Хотя эта акварель обнаружилась сравнительно недавно и впервые опубликована Н. П. Пахомовым в 1961 году4, утвердилось мнение, что это портрет В. А. Лопухиной в образе испанской монахини. Девушка под черным покрывалом действительно похожа на другие изображения Лопухиной. Но поэт изобразил не просто монахиню. На акварели — Лопухина в образе героини «Испанцев» Эмилии, о которой в ремарке третьего действия пьесы сказано: «Эмилия входит бледная, в черном платье, в черном покрывале и с крестиком на груди своей».

С Варварой Александровной Лопухиной (1814—1851) Лермонтова всю жизнь связывала глубокая и несчастная любовь. К ней обращено множество лермонтовских стихотворений. Закончив в 1838 году поэму «Демон», работа над которой продолжалась более десяти лет, Лермонтов на последней странице написал «Посвящение» Лопухиной. Акварель до недавнего времени находилась в семейном архиве Александры Михайловны Верещагиной, друга и родственницы поэта, принадлежавшей к тем, кто рано разгадал гениальное дарование Лермонтова.

В 1837 году Верещагина навсегда покинула Россию, став баронессой фон Хюгель. Несколько раньше, в 1835 году, изменилась и судьба В. А. Лопухиной. Она вышла замуж за Н. Ф. Бахметева, человека старше ее почти на двадцать лет. Опасаясь, что муж из ревности к Лермонтову уничтожит вслед за его письмами остальные реликвии, В. А. Лопухина передала Верещагиной все, что имела. Так портрет Лопухиной оказался в фамильном замке Хюгелей — «Хохберг». П. А. Висковатову, предпринявшему в 1870-х годах поиски лермонтовских материалов, получить акварель в Россию не удалось. Дочь А. М. Верещагиной, графиня Берольдинген, не сумела ее отыскать. 120 лет спустя акварель нашлась в собрании профессора М. Винклера (ФРГ) и была возвращена на Родину.

Я кончил — и в груди невольное сомненье!
Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Пробудится ль в тебе о прошлом сожаленье?
Иль, быстро пробежав докучную тетрадь,
Ты только мертвого, пустого одобренья
Наложишь на нее холодную печать;

И не узнаешь здесь простого выраженья
Тоски, мой бедный ум томившей столько лет;

И примешь за игру иль сон воображенья
Больной души тяжелый бред...

Посвящение к поэме «Демон». 1838


В.А. Лопухина. Акварель Лермонтова. 1835г.

К Варваре Александровне Лопухиной Лермонтов постоянно обращал свою память и поэтическое вдохновение. Образ любимой преследовал Лермонтова всю его жизнь. Он возникал в случайных набросках и в законченных портретах, в драматических сюжетах и в поэтических посвящениях.


Возможно, рисунок В.А. Лопухиной. Набросок, 1832-1834 гг. Юнкерская тетрадь М.Ю. Лермонтова.

источник
Tags: иллюстраторы - художники - 19 век, лермонтов
Subscribe

Posts from This Journal “лермонтов” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments