Categories:

Павел Фёдорович Челищев


Павел Федорович Челищев. Портрет моего отца / Тигр (1939)

Павел Федорович Челищев родился (21 сентября) 3 октября 1898 года в селе Дубровка Калужской губернии, в семье помещика.
Первым учителем Челищева стал отец, математик по образованию - он ознакомил Павла с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Он также всячески поощрял тягу сына к живописи и даже выписал журнал «Мир искусства». Когда ранние пейзажи Дубровки работы Павла показали художнику Константину Коровину, тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

Как пишет Константин Кедров (двоюродный внук Павла Челищева, русский поэт, философ, литературный критик и литературовед), в 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена из родового имения по личному распоряжению Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве, где в 1918 году посещал Академию художеств, а также учился в монастырской иконописной мастерской и брал уроки у Александры Экстер и Адольфа Мильмана. Был картографом в Добровольческой армии Деникина и вычерчивал укрепления Перекопского перешейка.

Эмигрировал в 1920 году и через в Стамбул и Болгарию попал в Берлин, где, согласно данным А. Н. Попова (Попов А. Н. Глава II. Изгнанники Октября. 118. Российские балетные // Русский Берлин / Редактор В. А. Ластовкина. — М.: Вече, 2010), готовил декорации для Русского романтического театра Бориса Романова. Оформлял совместно с Ксенией Богуславской спектакли в театре "Синяя птица" у Якова Южного. Из Берлина в 1923 году переехал в Париж, где стал театральным художником труппы Сергея Дягилева. Познакомился с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой.

Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого, серого и черного. Внешним поводом для этого послужила поездка в Африку.

Павел Фёдорович Челищев. В ложе. 1931

Павел Фёдорович Челищев. Спящая женщина. 1931

Павел Фёдорович Челищев. Двойная фигура, 1925-26

Перед войной эмигрировал в США со своим партнёром Чарльзом Генри Фордом (поэтом-сюрреалистом, писателем, редактором журналов, фотографом, братом актрисы Рут Форд). Там он достиг мировой славы как живописец, рисовал декорации и костюмы для постановок Джорджа Баланчина и Артура Остина. В 1942 году получил американское гражданство. В США вместе с единомышленниками организовал сюрреалистическую группировку «Неоромантизм».

Уже в Америке Челищев присоединился к New York City Ballet (труппа была организована в 1948 году Джорджем баланчиным и Линкольном Кирстейном). Также Челищев придумал и сделал сценографию «Бумажного бала» в одном из залов Wadsworth Atheneum. Он использовал лишь черную и белую краски и старые газеты, смастерив ложи и 350 костюмов. Последние совместные работы у них были в оперном Teatro Colоn (Буэнос-Айрес) в 1942 году. О сценографии «Аполлона Мусагета» Челищев писал в частном письме: «Я нарисовал полностью белые декорации – огромные куски белого мрамора, постепенно исчезающие за горизонтом. Когда для Аполлона наступает время возноситься на небеса, белая скала внезапно трансформируется в лежащую голову Аполлона Бельведерского, освещённую розовым и индиго. Все в стиле гигантского натюрморта».

С 1940 по 1949 год рисовал иллюстрации для журнала View, издаваемого Фордом и Тайлером Паркером.
В 1948 году уединился в Италии на вилле Фраскати. Переписывался с сёстрами Варварой Зарудной — кремлёвской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком — поэтом Константином Кедровым.

Павел Фёдорович Челищев. Игра в прятки, 1940-42

Художник не входил в группу сюрреалистов, однако в его творчестве доминировали мотивы трансформации и метаморфозы.
Годы, проведенные в Америке, стали наиболее существенными в творчестве самого мастера и определенной кульминацией в жизни Нью-Йорка. Именно тогда город стал столицей мирового искусства. В 1942 году Музей современного искусства приобрел картину "Игра в прятки". Тогда же музей устроил подробную ретроспективу работ Челищева. Это был пик его карьеры. Как раз в то время начался расцвет абстрактного экспрессионизма, афигуративной живописи. И пожалуй, нет более фигуративного художника, чем Челищев.

Павел Фёдорович Челищев. Солнце

Без творчества Челищева не обходится ни одно исследование искусства 30-40-х годов. Именно здесь он сумел наиболее полно реализоваться. Здесь проходят самые серьезные, принципиальные выставки. Здесь создает свои самые существенные творческие серии.

Челищев умер в 1957 году от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронения тоже сохранено.

В 1958 году его знаменитая картина "Феномена", которая по завещанию мастера была передана в фонд Государственной Третьяковской галереи, тайно попала в Россию в виде свернутой в рулон декорации с балетной труппой Джорджа Баланчина. "Феномена" перекочевала в запасники и пролежала там 40 лет. Только недавно она появилась в постоянной экспозиции. Но и сейчас она удивляет, а подчас и шокирует зрителя, привыкшего к совсем другой живописи. В ней все необычно и непредсказуемо.

Павел Фёдорович Челищев. Феномена. 1938

Феномена (фрагмент). 1938

Со смертью художника его творчество было почти забыто, и лишь появление книги Линкольна Кирштейна «Павел Челищев» (1994) вновь возродило интерес к этому яркому мастеру. По предположению ряда исследователей, его называли в качестве вероятного прототипа русского художника-эмигранта Всеволода Романова, персонажа романа Владимира Набокова «Дар».

Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублёвке состоялась первая выставка Павла Челищева в России, на которой выставлялся ряд картин из наследства Константина Кедрова, полученного в начале 1970-х годов. Среди них — знаменитый автопортрет художника маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты его сестер Софи и Марии, выполненные юным Челищевым в 1914 году в Дубровке. Другие пастели были переданы К. Кедровым в Русский музей в 1986 году. Работы Челищева также хранятся в Нью-Йорке в частных коллекциях Розенфельда, Майкла Кроуэла и Лукаса.

30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоялась презентация фильма «Нечётнокрылый Ангел» по сценарию К. Кедрова и Н. Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К. Кедров. С помощью труппы «Кремлёвский балет» воссоздан балет «Ода» с оформлением Челищева.

Сцена из балета "Ода", 1928

В одном из дягилевских балетов Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди. Однажды его спросили: "Почему у вашего ангела растут крылья из груди?". - "А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах".

В 2018 году KGallery в Санкт-Петербурге показывала работу «Концерт» из частной коллекции, приобретенную на аукционе Christie’s. Позже по инициативе KGallery, работы художника демонстрировались на выставках «Русские парижане» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, «Три Петербургские коллекции» в Русском музее


Павел Фёдорович Челищев. Мышь (1939)

Павел Фёдорович Челищев. Портрет Эдалжи Диншо (1940)

Павел Фёдорович Челищев. Fata Morgana (1940)

Павел Фёдорович Челищев. Корзина с клубникой

источник 1
источник 2
источник 3