Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Category:

Витторе Карпаччо. Цикл о св. Урсуле


Витторе Карпаччо. сон святой Урсулы. 1495

Витторе Карпаччо. Цикл о св. Урсуле

Святая Урсула, согласно «Золотой легенде», была дочерью одного британского короля-христианина. Король Англии, услышав о её красоте и мудрости, отправил послов просить её руки для своего сына. Но было одно препятствие: Урсула и её отец были христианами, а король Англии и его сын — язычниками. Урсула поставила условия, чтобы принц принял крещение, но и тогда он сможет жениться на Урсуле лишь после того, как она совершит в паломничество в Рим. Отправившись в путь на кораблях вместе с сопровождавшими её одиннадцатью тысячами девушек, Урсула достигла Кёльна. Здесь ей во сне явился ангел и поведал, что все паломники вернутся из Рима в Кёльн и здесь примут мученическую смерть. Доплыв до Базеля, пилигримы оставили корабли и дальше двинулись пешком. В Риме они увидели папу римского и отправились обратно. Папа Кириак (мифический персонаж) последовал за ними. Когда корабли прибыли в Кёльн, город окружило войско гуннов. Варвары схватили и убили всех паломников. Урсула осталась последней. Поражённый её красотой, предводитель гуннов захотел взять её в жёны. Урсула отвергла его, и разгневанный вождь поразил её стрелой в сердце.

Апофеоз святой Урсулы .
Галерея Академии, Венеция

Скуола святой Урсулы была основана в Венеции 15 июля 1300 года и находилась под покровительством патрицианской семьи Лоредан. Здание скуолы не сохранилось. Первоначально она располагалась в небольшом строении вблизи южной апсиды церкви Санти-Джованни-э-Паоло. В 1488 году было решено украсить зал скуолы полотнами, иллюстрирующими житие святой Урсулы. Работа была поручена молодому художнику Витторе Карпаччо. Расходы, вероятно, в значительной степени покрывались Лореданами.

История жизни и мученичества Урсулы была одним из самых популярных сюжетов позднего средневековья. Изложенная Иаковом Ворагинским в «Золотой легенде», она легла в основу множества произведений искусства. Карпаччо, вероятно, был знаком с итальянским переводом книги, напечатанным в Венеции в 1475 году. Сюжет картин приблизительно следует за этим текстом, но художник обогащает его множеством деталей, порожденных его воображением.

Картина, представляющая собой запрестольный образ, занимала в старом здании скуолы почти всю торцевую стену. Арка, обрамляющая полотно, создавала своего рода панораму, зрительно расширяющую внутреннее пространство зала.

Подчёркнуто симметричная традиционная композиция строится вокруг фигуры святой в центре. Она стоит на колонне из пальмовых листьев в окружении херувимов, а сверху над ней простирает руки Бог Отец. У подножья колонны — её коленопреклонённые спутницы, одетые в роскошные наряды венецианских дам. На втором плане слева мы видим принца Эрея и папу Кириака в тиаре. Рядом с ними — три мужские головы, предположительно, портреты конкретных членов правления скуолы. Три дамы, стоящие на коленях на переднем плане слева, — это, вероятно, сёстры одного из главных жертвователей — Пьетро Лоредана.

Прибытие в Кёльн
Галерея Академии, Венеция

На обратном пути корабль Урсулы прибывает в Кёльн, поднимаясь вверх по реке Рейн, однако в город вторгаются войска гуннов Аттилы, изображенных на переднем плане, в то время как ему сообщают об их прибытии. Флаги с тремя коронами рядом на красном фоне, согласно критическому прочтению, принадлежат Мухаммеду II, чтобы намекнуть на угрозу со стороны турок, врагов Венеции.

Прибытие послов
Галерея Академии, Венеция

Сцена разделена на три части в соответствии с перспективой, заданной нарисованной архитектурой. В центре английские послы доставляют королю Бретани предложение руки и сердца Урсулы, его дочери, и Эрео. Справа Орсола диктует отцу условия, необходимые для брака, перечисляя их пальцами, начиная с обращения Эрео в христианскую религию. Слева несколько элегантных членов Compagnia della Calza, вероятные братья Scuola di Sant'Orsola, населяют открытую лоджию на фоне лагуны. Открытие холста в нижнем центре последовало за открытием двери после выполнения картины.

Прощание с послами.
Галерея Академии, Венеция

Отец Орсолы завершает переговоры и поручает послам отправить с условиями, выдвинутыми его дочерью для брака. Возможно, Карпаччо был вдохновлен церемониями, проводимыми во дворце дожей, о чем свидетельствует наличие балдахина, поддерживаемого самшитовыми гирляндами, символом герцогской власти, и писцом на заднем плане. Луч света, проникающий слева, заливает большую комнату, выходящую во двор, роскошно украшенный полихромным мрамором.

Встреча паломников с папой Кириаком
Галерея Академии, Венеция

Под стенами замка Сант-Анджело, образ которого был известен Карпаччо по гравюрам, паломников принимает папа (в источниках именуемый «Кириак»), который благословляет Орсолу и Эрео в присутствии кардиналов и епископов. Сильно перспективное видение подчеркивается архитектурой и двумя процессиями, которые, начинаясь сзади, сходятся в центре.

Под стенами замка Сант-Анджело, образ которого был известен Карпаччо по гравюрам, паломников принимает папа (в источниках именуемый «Кириак»), который благословляет Орсолу и Эрео в присутствии кардиналов и епископов. Сильно перспективное видение подчеркивается архитектурой и двумя процессиями, которые, начинаясь сзади, сходятся в центре.

Встреча и отъезд помолвленной пары
Галерея Академии, Венеция

Слева направо мы видим четыре разных эпизода: принц Эрео прощается со своим отцом; встреча Орсолы и Эрео; невеста приветствует короля и королеву Бретани; на заднем плане помолвленная пара уезжает в Рим. Полюс знамени разделяет два мира: Англию слева, христианскую Бретань справа, вдохновленную, как и в других картинах цикла, современной Венецией, обновленной архитектурой Марко Кодусси, Пьетро и Туллио Ломбардо.

Мученичество паломников и похороны Урсулы
Галерея Академии, Венеция

Вернувшись в Кельн, королевская процессия подвергается нападению гуннов, теперь хозяев города. Резня завершается принесением в жертву Урсулы на переднем плане, которая будет пронзена стрелой

Сон Урсулы
Галерея Академии, Венеция

КАРПА́ЧЧО (Carpaccio; так­же встре­ча­ют­ся на­пи­са­ния Carpathius, Carpatio, Scar­pa­za, Scharpaza и др.) Вит­то­ре (ок. 1465, Ве­не­ция – ме­ж­ду окт. 1525 и ию­нем 1526, там же), итал. жи­во­пи­сец, пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы. Из се­мьи мо­ря­ков и ко­раб­ле­строи­те­лей. Воз­мож­но, по­се­тил Рим, Дал­ма­цию и Ближ­ний Вос­ток. Ис­пы­тал влия­ние жи­во­пис­ных но­ва­ций Ан­то­нел­ло да Мес­си­ны, ис­то­рич. ком­по­зи­ций Джен­ти­ле Бел­ли­ни (см. Бел­ли­ни) и по­ве­ст­во­ва­тель­ных жи­во­пис­ных цик­лов ху­дож­ни­ков фер­рар­ской шко­лы, осо­бен­но Фран­че­ско дель Кос­сы. По­лу­чил из­вест­ность бла­го­да­ря мно­го­числ. за­ка­зам цер­ков­ных об­щин и ре­лиг. братств (ску­ол), иг­рав­ших боль­шую роль в об­ществ. жиз­ни Ве­не­ции. К наи­бо­лее из­вест­ным из его жи­вопис­ных цик­лов от­но­сят­ся: «Ис­то­рия святой Ур­су­лы» (1490–96) для од­но­им. скуо­лы, «Ис­то­рия Хри­ста, свя­тых Ие­ро­ни­ма, Ге­ор­гия, Три­фо­на и бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на» (1502–1507) для Скуо­лы-Сан-Джорд­жо-де­льи-Скья­во­ни, «Ис­то­рия Ма­рии» (1504) для Скуо­лы-де­льи-Аль­ба­не­зи и «Ис­то­рия святого Сте­фа­на» (1511–20) для Скуо­лы-деи-Лань­е­ри. Стре­мясь к со­бы­тий­ной до­сто­вер­но­сти и за­ни­ма­тель­но­сти жи­во­пис­но­го рас­ска­за, К. на­сы­щал свои изо­бра­же­ния ле­генд вы­ра­зи­тель­ны­ми под­роб­но­стя­ми, боль­шое вни­ма­ние уде­лял пей­заж­ным ви­дам и ар­хит. мо­тивам («Сон свя­той Ур­су­лы», Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Смерть свя­то­го Ие­ро­ни­ма» и «Ви­де­ние бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на», Скуо­ла-Сан-Джорд­жо-де­льи-Скья­во­ни; «Про­по­ведь свя­то­го Сте­фа­на», Лувр, Па­риж). При­да­вая пер­со­на­жам порт­рет­ное сход­ст­во с со­вре­мен­ни­ка­ми, вво­дя совр. кос­тю­мы и изо­бра­жая ре­аль­ную ар­хит. сре­ду, за­став­лял вос­при­ни­мать ре­лиг. ле­ген­ды как жи­вое со­бы­тие по­все­днев­ной жиз­ни Ве­не­ции. Его жи­во­пис­ной ма­не­ре прису­щи тон­кая по­этич­ность, мас­тер­ское вла­де­ние пер­спек­ти­вой, пе­ре­да­ча све­то­воз­душ­ной сре­ды. Кар­ти­ны «Кур­ти­зан­ки» (Му­зей Кор­рер, Ве­не­ция), «Охо­та на мор­ских птиц в ла­гу­не» (1490–95, Му­зей П. Гет­ти, Лос-Анд­же­лес), «Мо­ло­дой ры­царь» (1510, со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­ми­са, Мад­рид) сто­ят у ис­то­ков бы­то­во­го жан­ра. В кон­це жиз­ни под влия­ни­ем иск-ва клас­сич. Воз­ро­ж­де­ния, жи­во­пис­ных ал­та­рей Джо­ван­ни Бел­ли­ни и скульп­тур­ных про­из­ве­дений се­мьи Лом­бар­до вы­шел за рам­ки де­ко­ра­тив­ной по­ве­ст­во­ва­тель­но­сти, соз­да­вая ве­ли­че­ст­вен­ные ал­тар­ные кар­ти­ны («При­не­се­ние во храм», 1510, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция). Отец ху­дож­ни­ков Пьет­ро и Бе­не­дет­то Кар­пач­чо.

источник 1
источник 2
Tags: иллюстраторы - художники - до 19 в, сны в живописи
Subscribe

Posts from This Journal “иллюстраторы - художники - до 19 в” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments