Джотто ди Бондоне.
Цикл фресок Noli me tangere ("Не прикасайся ко мне"). 1304-1306
Фрагмент, Спящие стражники
Италия Падуя. Капелла Скровеньи алл'Арена
Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, июль 1266, Веспиньяно – 8 января 1337, Флоренция) – итальянский художник и архитектор, основатель итальянской школы живописи, один из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.
Особенности творчества Джотто ди Бондоне: художник известен как мастер церковных фресковых циклов (базилика св.Франциска в Ассизи, капелла Скровеньи в Падуе) – его «светские» картины, написанные в период пребывания при дворе Роберта Анжуйского в Неаполе, хотя и упоминаются у Вазари, по-видимому, не сохранились. В новаторской фресковой живописи, кардинально отличающейся от византийской, Джотто в полной мере утверждает ценность реальной человеческой жизни. Его живые и наглядно трактованные образы противостоят по своему характеру абстрактно-символическому искусству Средневековья, вот почему Джотто может быть назван первым художником эпохи Возрождения.
Известные фрески Джотто ди Бондоне: «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа (сцены жития Христова)», «Сон Иоакима (сцены жития св. Иоакима»)», «Величание простого человека (Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску»), «Мадонна из собора Оньиссанти», «Страшный суд».
Творчество итальянского живописца и архитектора XIII – XIV веков Джотто ди Бондоне – водораздел между средневековой готикой и искусством Возрождения, тот рубикон, перейдя который европейская живопись кардинально и навсегда изменит свой облик.
Миссия Джотто – преодоление византийской иконописной традиции.
Это Джотто первым начнёт изображать библейские события не на условном, а на вполне конкретном архитектурном или пейзажном фоне. Это он «изобретёт» композицию – такой способ передавать события Священной истории, при котором главенствует не строго установленный канон, а его собственная точка зрения, его единственное в своем роде авторское видение. Это Джотто начнёт намечать перспективу и разрабатывать глубину пространства. Это он впустит в религиозную живопись живые эмоции. И это Джотто преодолеет средневековую плоскостность, догадавшись, что если постепенно высветлять или затемнять локальный цвет, то получишь объемную и пластичную форму.
Начиная с работ Джотто ди Бондоне, европейская живопись изберёт своим ориентиром не умозрение, а реальность.
Джотто ди Бондоне.
Воскресение (Не прикасайся ко Мне). Сцены из Жизни Христа. 1306.
Фреска
Капелла Скровеньи, Падуя
Джотто ди Бондоне.
Богоматерь, получающая весть. Благовещение. 1306
Фреска
Капелла Скровеньи, Падуя
Джотто ди Бондоне.
Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа. 1306
Фреска
Капелла Скровеньи, Падуя
Джотто ди Бондоне.
Рождение Христа. Сцены из жизни Христа. Фрагмент. 1305
Фреска
Капелла Скровеньи, Падуя
источник 1
источниик 2