Евангелие тетр.
Вторая четверть XVI века.
В лист. 333 листа. 29,5 х 18,5 х 6,5 см.
Письмо: полуустав. Вязь, инициалы киноварью. Миниатюры. Заставки балканского орнамента.
Переплет поздний (XVIII в.): доски в набивной ткани красноватого цвета, сохранилась одна металлическая чеканная накладка, обрез блока тонирован синим.
Несколько вкладных надписей разного времени, в том числе надпись 1587 года.
На миниатюрах изображения евангелистов заменены их символами. Существует предположение, что рисунки символов были заимствованы с изображений на сводах или парусах какого-либо храма. [№В-5636/534]
«Книжные списатели»...
Вот так замечательно точно назвал в свое время монах Лаврентий себя и своих коллег - переписчиков книг. В 1377 году нижегородский монах Лаврентий, после двухмесячного пребывания во Владимире, где он с товарищем занимался переписыванием Владимирского летописного свода, по завершении работы написал такие слова: «Радуется купец, прикуп створив, и кормчий, в отишье пристав, и странник, в отечество свое пришед, тако ж радуется и книжный списатель, дошед конца книгам...»
Сравнение неслучайно, ибо работа «книжных списателей» была отнюдь не легким трудом. Красиво и тщательно выписывая каждую букву, в день можно было переписать лишь от четырех до шести страниц текста. Но долгое время - вплоть до появления книгопечатания - это был единственный способ изготовления книг. По этой причине книги были очень дороги. И именно это делает каждую рукописную книгу уникальной.
Мастерство «книжных списателей» очень ценилось на Руси. Имен большинства их мы не знаем. Воздать должное как их труду, так и работе книжных изографов, призвана наша небольшая выставка, демонстрирующая пятьдесят рукописей XV-XIX веков из собрания музея-заповедника.
Музейное собрание рукописей в настоящее время составляет более тысячи единиц хранения. В его основе лежат несколько собраний, сложившихся на Владимирщине еще в XIX веке. В XX веке оно пополнялось путем музейных собирательских экспедиций и закупок. В результате в настоящее время в наиболее древней части музейного собрания хранятся полтора десятка рукописных книг XV века, более семидесяти рукописей XVI века, свыше трехсот манускриптов XVII века.
Для данной выставки отобраны отдельные образцы рукописей, демонстрирующих как достижения книжного искусства, так и разнообразную тематику сочинений, бытовавших в разное время.
Рукописи XV - XVI веков
Иерусалимский патерик.
Первая треть XV века.
В лист. 339 листов. 27,5 х 20 х 8 см.
Письмо: мелкий устав. Инициалы киноварью.
Переплет поздний (1877 г.): доски в коричневой коже, сохранилась одна застежка.
Несколько монастырских владельческих записей.
Рукопись, написанная уставом в два столбца, является наиболее ранней книгой владимирского музейного собрания. [№В-5636/48]
Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии.
Середина XV века.
В лист. 243 листа. 29 х 19 х 7 см.
Письмо: полуустав. Инициалы киноварью.
Переплет: доски в коричневой коже, застежки утрачены.
Ряд надписей XVI-XIX веков, в т.ч. владельческая монастырская надпись XVIII века.
Сочинения Иоанна Златоуста, как одного из главных Отцов церкви, бытовали на Руси со времени принятия христианской веры, но особенно широко распространились в новых переводах в XVI веке. [№В-5636/18]
Евангелие апракос.
Середина XV века.
В лист. 565 листов. 30 х 22 х 15,5 см.
Письмо: устав. Вязь, инициалы киноварью. Заставки балканского орнамента.
Переплет: доски в красной и синей ткани (бархат и парча).
Ряд надписей XVI-XIX веков, в т.ч. вкладная надпись 1574 года и владельческие монастырские надписи.
Евангелие-апракос в отличие от Евангелия-тетр имеет расположение текстов в порядке служб годичного круга (т.н. «Недельное Евангелие»). Распространенное в древности, позднее вышло из употребления. В музейной коллекции несколько экземпляров данного типа. [№В-5636/535]
Минея служебная, сентябрь.
Вторая половина XV века.
В четвертую долю листа. 352 листа. 20,5 х 16 х 8 см.
Письмо: устав. Вязь, инициалы киноварью.
Переплет: доски в темно-коричневой коже, застежки утрачены.
Минеи - широко распространенные книги богослужебного обихода. В музейной коллекции наличествует четыре десятка рукописей XV-XIX веков, представляющих различные типы миней. [№В-5636/7]
Андрей Кесарийский. Толкования на Апокалипсис.
Первая треть XVI века.
Деяния Иоанна Богослова.
Конец XV века.
В четвертую долю листа. 227 листов. 18,7 х 14 х 5 см.
Письмо: полуустав. Заставка, вязь, инициалы киноварью.
Переплет: доски в темно-коричневой коже, застежки утрачены.
Конволют из двух произведений разного времени, связанных тематически. [№В-5636/336]
Евангелие тетр.
Конец XV - начало XVI века.
В лист. 423 листа. 29,5 х 20 х 10 см.
Письмо: полуустав. Вязь киноварью. Заставки и инициалы нововизантийского орнамента.
Переплет: доски в красновато-сиреневой ткани с чеканными металлическими накладками.
Рукопись представляет собой прекрасный образец книги, оформленной в нововизантийском стиле. Сохранилась в изначальном переплете. В рукописном собрании музея хранится более двадцати экземпляров Евангелий разного типа, в основном XV и XVI веков. [№В-5711]
Патерик скитский.
Конец XV - начало XVI века.
В лист. 374 листа. 33 х 20,5 х 8 см.
Письмо: полуустав. Вязь, инициалы киноварью. Заставка балканского орнамента.
Переплет: доски в коричневой коже, застежки утрачены.
Владельческая надпись 1853 года.
Патерики, как сборники рассказов о святых отцах, были одним из наиболее популярных жанров назидательной христианской литературы. [№В-5636/77]
Евангелие тетр.
Начало XVI века.
В четвертую долю листа. 307 листов. 21 х 15 х 5,5 см.
Письмо: полуустав. Вязь, инициалы киноварью. Миниатюры. Заставки нововизантийского орнамента.
Переплет: доски в выгоревшем красном бархате, с металлическим чеканным средником, изображающим Распятие, застежки утрачены.
Надпись 1619 года о вкладе Евангелия архиепископом Арсением Елассонским в Николо-Шартомский монастырь. [№В-5636/46]
Феофилакт Болгарский. Толковое Евангелие.
1515 год.
В лист. 597 листов. 28,3 х 22 х 10 см.
Письмо: полуустав. Вязь киноварью. Заставки нововизантийского орнамента.
Переплет: доски в темно-коричневой коже, застежки.
Многочисленные надписи, в том числе датированная запись переписчика из Снетогорского монастыря и несколько владельческих надписей XIX века.
Толковое Евангелие (Благовестник) Феофилакта Болгарского (Охридского) - одна из популярных книг, бытовавшая на Руси во множестве списков. [№В-5636/71]
Дионисий Ареопагит. Сочинения, с толкованиями Максима Исповедника.
Начало XVI века.
В лист. 382 листа. 29,5 х 20,5 х 9,5 см.
Письмо: полуустав. Вязь, инициалы киноварью. Малые заставки.
Переплет: доски в темно-коричневой коже, металлические жуковины, застежки утрачены.
Владельческие надписи XVIII-XIX веков.
Сборник сочинений неизвестного автора, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту, оказал большое влияние на христианское догматическое богословие. [№В-5636/57]
Кормчая.
Первая четверть XVI века.
В лист. 680 листов. 27 х 19 х 9 см.
Письмо: полуустав. Вязь, малые инициалы киноварью.
Переплет поздний (XIX в.): доски в коричневой коже, застежки.
Ряд надписей, среди которых владельческая надпись Спасо-Евфимиева монастыря (XVIII в.) и запись, сделанная рукой переписчика книги, с датой «лето 7025» (1517 год).
Кормчая книга в редакции Вассиана (Патрикеева) - важный памятник русской общественно-политической мысли первой половины XVI века, связанный с борьбой иосифлян и нестяжателей. Список музейного собрания является наиболее полным из трех сохранившихся списков так называемой «пространной» редакции Кормчей. [№В-5636/399]
Евангелие тетр. (т.н. «Евангелие Евфимия Суздальского»)
XVI век.
В восьмую долю листа. 414 листов. 15,5 х 10 х 5 см.
Письмо: мелкий полуустав. Вязь киноварью. Миниатюры. Заставки и инициалы нововизантийского орнамента.
Переплет: доски в малиновом бархате, сохранилась одна застежка, обрез блока с набойкой.
По преданию, бытовавшему в Спасо-Евфимиевом монастыре, Евангелие считалось келейной книгой св. Евфимия Суздальского (1316-1404). Исследование бумаги, на которой написана рукопись, опровергло данную легенду. [№В-6300/523]
Иосиф Волоцкий. Просветитель
Первая половина XVI века.
В четвертую долю листа. 365 листов. 20 х 14 х 7 см.
Письмо: полуустав. Инициалы киноварью.
Переплет: доски без кроющего материала, темно-коричневый кожаный корешок.
Несколько надписей, среди которых владельческая надпись 1853 года.
«Просветитель» - главное полемическое произведение Иосифа Волоцкого. Это один из первых отечественных богословских трактатов, своеобразная энциклопедия воззрений официальной церкви XVI века, один из краеугольных камней идеологии иосифлян. В музейном собрании два списка XVI века. [№В-5636/33]
Евангелие тетр. (т.н. «Евангелие Ионы Рязанского»)
До 1544 года.
В лист. 322 листа. 37 х 25 х 9,5 см.
Письмо: устав. Вязь киноварью. Миниатюры. Заставки и инициалы тератологического орнамента.
Переплет поздний (XVIII в.): доски в выгоревшем красном бархате, пять чеканных накладок, металлические детали застежек утрачены, обрез тонирован сине-зеленым.
Надпись 1544 года рязанского епископа Ионы о вкладе Евангелия в Николо-Волосов монастырь близ Владимира.
Последняя русская книга, оформленная в тератологическом (чудовищном) стиле, рукопись с большим количеством орнаментальных элементов. [№В-1782]
Государственный Владимиро-Суздальский
историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник
творения «книжных списателей». рукописи XVII века