
Камиль Писсарро Оперный проезд в Париже. 1898 Холст, масло. 0,65 X 0,82
Известный французский живописец Камиль Писсарро (1830—1903) родился в Сен-Томас (Антильские острова), скончался в Париже. В 1855 году он приехал в Париж, где поступил в Академию Сюиса (мастерская Глейра). Там он встретился с Моне, Сезанном и Ренуаром. В ранний период Писсарро испытал сильное влияние Коро. Начиная с 1859 года он показывал свои работы в Салонах, он уже с 1863 года выставлялся в «Салоне отверженных», а затем на отдельных выставках группы импрессионистов. Наряду с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем Камиль Писсарро входит в основную пятерку ведущих художников-импрессионистов.

"ОПЕРНЫЙ ПРОЕЗД В ПАРИЖЕ" ("ЭФФЕКТ СНЕГА. УТРО"), 1898 г.
КАМИЛЬ ПИССАРРО (1830-1903).
Холст, масло.
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва.
«Оперный проезд в Париже» принадлежит к целой серии работ, которые художник писал осенью 1897 — зимой 1898 года. Он выбрал для этого вид из окна «Отель де Лувр» на улицу, идущую к Гранд-Опера.
В декабре 1897 года пожилой художник сообщал сыну Люсьену:
«Я нашел номер в „Гранд-Отель дю Лувр“ с великолепным видом на Оперный проезд и угол площади Пале-Рояль! Он весьма прекрасен для работы! Возможно, в этом нет особого эстетизма, но я рад, что могу попытаться написать эти парижские улицы, которые люди обычно называют уродливыми, но которые такие серебристые, такие светлые, такие живые».
Зимой-весной 1897–1898 годов Писсарро, нередко работавший над несколькими холстами одновременно, написал 11 видов из окна номера «Отель дю Лувр». Взгляд с высокой точки обеспечивал эффектные ракурсы улиц и площади в разную погоду.
В наши дни этот номер, 104, на втором этаже, носит имя Писсарро. Серия парижских пейзажей, созданная там, стала визитной карточкой художника.

Улица изображена запруженной экипажами и заполненной пешеходами. На крышах белеет снег, в воздухе повисла навевающая тоску изморозь. Черные пятна фигур и силуэты оголенных деревьев вносят в городской пейзаж унылое настроение. Здание Гранд-Опера тонет в тумане. С необычайной живописной наблюдательностью художник уловил состояние сумеречного дня в дождливую парижскую зиму.
Жанр городского пейзажа не был изобретением импрессионистов, его знали и голландские живописцы XVII века, но именно импрессионисты возродили его, наполнив новым содержанием. Писсарро писал эту картину будучи уже совсем больным, вынужденный навсегда отказаться от мысли работать на пленэре. Судьба художника драматична: он умер в нищёте и почти полном забвении. Но значение его творчества и деятельности как педагога чрезвычайно велико: он был другом, а в некоторых случаях и учителем художников следующего поколения, так называемых постимпрессионистов. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве
источник 1
источник 2
источник 3