Надежда (j_e_n_z_a) wrote,
Надежда
j_e_n_z_a

Categories:

Габриэль «Коко» Шанель

10_1
Шанель: «Моя миссия — освободить женщин!»
Фото: @chanel(facebook)


Шанель всю жизнь была окружена многочисленными поклонниками, но так никогда и не стала ни женой, ни матерью.

Имя Габриэль Шанель (1883— 1971) — самое громкое в истории мировой моды.
Она первой по кирпичику построила и организовала то, что сегодня называется Домом моделей. Ее знаменитый стиль стал эталоном элегантности для десятков тысяч женщин. Ее костюмы и платья носили первые леди Европы и Америки.

Созданию знаменитых духов «Шанель № 5» способствовал роман Габриэль с русским Великим князем Дмитрием Павловичем. Шанель всю жизнь была окружена многочисленными поклонниками, но так никогда и не стала ни женой, ни матерью. Пятого февраля 1954 года парижская улица рю Камбон была запружена народом. Шанель привезла новую коллекцию! Сотни любопытных и восхищенных глаз устремлялись вверх, где на последней ступени витой лестницы, ведущей из салона в магазин, примостилась знаменитая мадемуазель. В простой шляпе, совсем не модном костюме, с грубоватым макияжем...

Фотографы, подобострастие, услужливая любезность... Шанель смотрела на подиум и думала о том, что каких-нибудь сорок лет назад ею смели брезговать из-за низкого происхождения. Еще бы! Она была дочерью бродячего торговца, родилась в богадельне, воспитывалась в монастыре...


Косметика «Шанель»
Фото: Splash News/East news


Невинное хобби

Больше всего она боялась быть содержанкой. До полудня валяясь в постели в замке своего любовника Этьена Бальсана, молоденькая швея Габриэль Шанель прикидывала, чем бы заняться в жизни. Материальная поддержка Этьена была ничтожна, а надежд на замужество никаких. К тому же потомственный аристократ Бальсан явно опасался скандальных выходок своей странной возлюбленной.

На нее уже и так показывали пальцем, ведь она позволила себе появиться в парке верхом в жокейском костюме, сшитом из его выходных брюк! Дамы из высшего общества, приятельницы Бальсана, ради конных прогулок прятали брюки под широкими юбками.Видимо, желая избавиться от вызывающей подруги, Этьен придумал ей невинное хобби: «Не попробовать ли тебе шить шляпки, дорогая? Ведь ты это любишь. Моя маленькая парижская квартира в твоем полном распоряжении».

Эмансипированная модистка

Первый магазин Шанель в курортном городе Довилле, где летом собиралась вся французская богема, процветал все больше. Не без помощи нового возлюбленного Габриэль английского аристократа Артура Кейпеля. Как изящно и ненавязчиво он умел обронить в клубе нужное слово об оригинальной модистке, похвалить фасон шляпки Шанель среди своих богатых приятельниц. Будучи и сам человеком авантюрным, он поддерживал самые смелые проекты подруги, вкладывая деньги в магазины, мастерские. Даже подарил ей роскошную виллу...

Как-то баронесса Ротшильд, рассорившись со своим закройщиком Полем Пуаре, единовластным законодателем французской моды начала века, заглянула в салон Шанель. Хозяйка вышла ей навстречу в жакете мужского покроя, потом безо всякого стеснения задрала одежду и продемонстрировала знатной даме свои не стянутые корсетом формы. Баронесса была шокирована до крайности.

«Без корсета вы будете гораздо интереснее, мадам», — заверила клиентку Габриэль. Оправившись от потрясения, баронесса припомнила, что недавно видела заезжавшую в Довилль знаменитую «босоножку» Айседору Дункан, та танцевала почти голой, а потом явилась на прием в свободно болтающейся блузе. И ею восхищались. Идеи смелой модистки Габриэль как-то неуловимо сочетались с тем, что носилось в воздухе: женщины жаждали эмансипации. И новый стиль одежды выражал это стремление. Шанель тоже предлагала наряды, намекающие на мягкие линии тела, в них сквозила недоговоренность, тайна.


Габриэль стала знаменитой Коко, что означает в переводе с французского «курочка». Это прозвище госпоже Шанель досталось после ее первого неудачного романа
Фото: Cecil Beaton Studio Archive at Sotheby’s/@chanel(facebook)


Баронесса Ротшильд все-таки решилась и привела к Шанель своих именитых подруг. Дам несколько смущали используемые Габриэль «плебейские» ткани: трико, фланель, но сшитые из них матроски и прямые юбки были так удобны и привлекательны...


знаменитая лестница в большом доме маленькой женщины. Кадр из фильма Карла Лагерфельда «Возвращение»
Фото: @chanel(facebook)


Успех Шанель рос, круг знакомых увеличивался. Когда ее познакомили с самим Игорем Стравинским и Идой Рубинштейн, Габриэль осознала: главное — не открывать рта, ибо образованностью она отнюдь не блещет. Не понимая ни слова из умных бесед про «Весну священную», под знаком которой прошел весь 1913 год, Шанель уловила суть времени: заносчивый аристократизм не в моде, в моде — богемные чудачества.

Шанель в трауре

Трагически оборвавшаяся любовь Шанель и ее благодетеля Артура Кейпеля была оплакана Габриэлью более чем экстравагантно и в высшей степени для нее характерно. Канун Рождества 1919 года. Поздно ночью Габриэль разбудили известием, что Артур погиб в автомобильной катастрофе. Не проронив ни слезинки, она быстро переоделась, села в свою машину и девятнадцать часов(!) гнала по дорогам, чтобы проститься с телом возлюбленного до похорон.

Она опоздала, но идти на кладбище из гордости наотрез отказалась, не желая там сталкиваться с законной супругой Артура. Вместо этого Шанель приказала обтянуть черной тканью спальню на вилле «Миланеза», подаренной ей Кейпелем. Здесь Габриэль провела всего одну ночь. На следующее утро черные ткани сорвали, и комнату немедленно отделали заново в веселых розовых тонах.

Габриэль выглядела элегантной и непроницаемой, как всегда. Готовой жить дальше. «Пусть Артур женился на богатенькой, как и все они, но он — единственный, кому я простила эту низость, — скажет через много лет Шанель. — Я и тогда знала, что придет время, и чванливые аристократы будут ползать передо мной на коленях».

Герцоги на коленях

Сливки парижского общества и Шанель на балу во французском замке. Шанель, уже признанная законодательница моды, улыбается своей загадочной, немного хищной улыбкой, притягивая, как магнит, взгляды мужчин.


Строгость линий— фирменный стиль дома Chanel. Энн Хэтэуэй Фото: Splash News/East news

Габриэль кокетливо подносит руку к своему колье и вдруг — ах! — нитка жемчуга рвется, и жемчужины рассыпаются по зеркальному полу. Мужчины, иные из которых имели право претендовать на престолы, как по команде бросаются на колени в поисках бусин. В энергичном кулачке Шанель на одиннадцать жемчужин больше, чем было в ее украшении. Более того, лишние одиннадцать — из настоящего жемчуга, в то время как колье Габриэль состояло из искусственных жемчужин. Желая угодить знаменитой кутюрье, галантные кавалеры незаметно извлекали жемчужины из своих собственных галстучных булавок.

Надо ли добавлять, что с легкой руки Шанель бижутерия является самым модным украшением по сей день. «А ведь раньше любая знатная особа считала ниже своего достоинства надеть подделку», — злорадствовала Габриэль.


Дом моделей Шанель продолжает традиции своей основательности: модель из коллекции 2015 года
Фото: Splash News/East news



Трикотаж Chanel не выходит из моды уже сто лет. Клаудия Шиффер
Фото: Splash News/East new
s


«Русские сезоны» и «Шанель № 5»

Их история удивительным образом переплетается и приводит к имени Великого князя Дмитрия Павловича, кузена царя Николая II. Дмитрий Павлович, высланный из России за участие в убийстве Распутина, в 1920 году знакомится с первой кутюрье Франции и страстно влюбляется в нее. Плод их любви... нет, не ребенок, о котором Габриэль всегда мечтала, — русская коллекция Шанель.

Парижские газеты пестрят любопытными заголовками: «Гордые аристократки из России на побегушках у Шанель». В роли почетных манекенщиц у Габриэль действительно теперь выступают утонченные русские дворянки, оказавшиеся в изобилии в Париже после революции. Ее новые модели демонстрируют вышитые a. la russe рубашки, подбитые мехом боярские шубы, парчу и похожие на купола головные уборы...

На одном из таких «русских показов» Габриэль заставляет вертеться перед собравшимися самого князя Дмитрия, залитого румянцем смущения. «Посмотрите, — одергивает на князе рукава Шанель, — это мой первый в жизни мужской костюм. Не правда ли, неплохо?» Это первый и последний в жизни Шанель мужской костюм — ее совершенно не интересовала джентльменская мода.

Да пришлось пойти на хитрость: милейший и образованнейший Дмитрий Павлович был разорен и нищ, а шить за ее счет приличный костюм отказывался наотрез. Габриэль, как никто втайне сочувствуя такой щепетильности, обманула его, сказав, что хочет «продемонстрировать на его великолепной фигуре» свою вдруг родившуюся идею мужского кроя. Так и обзавелся Великий князь уникальным в своем роде костюмом от Шанель.


простота и изящество — девиз модного дома Chanel
Фото: Splash News/East news


Но Дмитрий сполна отплатил Габриэль за ее великодушие. Шанель загорелась идеей создать духи, которым не будет равных, и князь привел к ней известного химика-парфюмера Эрнеста Бо. Через несколько месяцев на суд Шанель были представлены несколько флаконов духов с различными новыми ароматами. Шанель с видом эксперта по очереди понюхала все пузырьки и пришла в явное затруднение.

Поразмыслив, она остановилась на пятом. Не потому, что этот запах ей показался самым лучшим, — просто цифра «пять» была ее любимой. То ли случайно, то ли все-таки благодаря своей гениальной интуиции Шанель и в парфюмерии оказалась пионеркой: впервые воображением модниц всего мира овладел не цветочный, а абстрактный запах. Духи принесли Шанель более 15 миллионов долларов!

Великий князь Дмитрий сделал Шанель предложение, но к этому времени она уже понимала: или мода, или семья, и — отказала. Однако Дмитрию Романову не в чем упрекнуть знаменитую француженку: та вела себя с ним поистине с аристократическим благородством. После успеха духов Шанель положила на его имя солидную сумму в швейцарский банк.

Сердцу не прикажешь

В оккупированном Париже весь Дом Шанель работает на роту, в которой воюет недавний возлюбленный хозяйки актер Жан Марэ. На фронт посылаются телогрейки, перчатки, пледы. Узнав у Марэ адреса солдат его роты, Шанель посылает рождественские подарки их семьям. Французы гордятся своей великой соотечественницей. Последняя предвоенная коллекция Шанель, выполненная в красно-бело-синей гамме, была сочтена властями очень патриотичной.

Мало кто помнил, что, когда началась Первая мировая война, молодая Габриэль в сердцах заявила: «Эта противная война специально для того, чтобы помешать мне прославиться!» Вторая мировая, кажется, случилась специально для того, чтобы помешать ей любить.В разгар бомбежек у шестидесятилетней Шанель возникла бурная любовная связь с 47-летним немецким дипломатом Гансом фон Динклаге.


На модном дефмиле: нынешний глава дома Chanel Карл Лагерфельд
Фото: @chanel(facebook)


Французы не простили соотечественнице ее связи с представителем враждебной стороны, и как только Париж был освобожден, общественность потребовала выслать Габриэль из Франции, несмотря на все ее заслуги...


Туфли от Шанель: изящная простоста и удобство
Фото: @chanel(facebook)


«Шляпа»

Так прозвали курьезную историю о том, как удаленная из страны Шанель попыталась положить конец войне, вступив в переговоры с самим шефом фашистской разведки Шелленбергом.

Тяжелый 1943 год подходит к концу. Шанель смотрит из окна автомобиля, едущего по ночному Берлину... Вдруг начинается бомбежка, которую она восприняла, по ее собственному признанию, как аттракцион ужаса, как нечто не совсем настоящее. Шелленберг принял великую мадемуазель с большим любопытством.

Несмотря на возраст, она была, как всегда, элегантна и эффектна. Габриэль нисколько не сомневалась, что этот молодой интересный немец с неподвижным взглядом, красивым лицом и, судя по всему, отменно воспитанный оценил ее женскую привлекательность. По мнению Шанель, этого было достаточно, чтобы Шелленберг прислушался к ее разумным советам, что пора бы уже заключить сепаратный мир.

Чем кончилось свидание, знали только Шанель и Шелленберг. Однако, когда Шелленберг уже был заточен в тюрьму, он и там продолжал получать от Габриэль поздравления с Рождеством.


Знаменитые духи. Гармония строгой формы и изысканного содержания
Фото: @chanel(facebook)


Назад в будущее…

Оваций не было, когда 5 февраля 1954 года Габриэль Шанель очнулась от воспоминаний и обнаружила, что показ ее новой коллекции закончился.

Она провела в швейцарском изгнании десять лет, чтобы, вернувшись на родину, столкнуться с полнейшим неприятием.

Французы тем временем с восторгом аплодировали новым кумирам — Живанши, Диору, Баленсиагу. В моду снова входила вычурность и надуманность.

«Плебеи!» — с презрением подумала семидесятилетняя дочь торговца Габриэль Шанель, теперь уже с полным правом осознавая себя утонченной аристократкой.

Роли поменялись — наступила новая эпоха. Теперь она понимала, как многим была обязана убогому монастырю, где в конце прошлого века прошло ее детство: там ее научили идеальному чувству пропорций, лаконичному сочетанию черного и белого, отвращению ко всему претенциозному.

Реванш ей удалось взять уже весной. Причем успех пришел из НьюЙорка. Американцы были без ума от ее коллекции и от ее духов. К Шанель вернулась клиентура: Ингрид Бергман, Роми Шнайдер, Жанна Моро. У нее стали одеваться первые леди Европы и Америки.

Две черные скрещенные буквы «С» на белом фоне — фирменный знак Шанель — и по сей день остался эталоном безупречного вкуса.

источник
paris-by-chanel


Tags: coco chanel, история в моде, по датам
Subscribe

Posts from This Journal “история в моде” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments