Древнейшие истоки рождественских традиций. Рождественская ель


Рождество

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 15-18
"Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи."


Автор: Поль Гюстав Доре (1832–1883 г.г.)
Время создания: 1866 г.
Место создания: Англия, Лондон
Материалы: гравюра на дереве
Экспозиция: книга "La Sainte Bible"

Рождественская или новогодняя ёлка — это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность даже в самую лютую зиму надеяться на обновление и свет, и истоки этой потребности уходят в глубину веков.

Как вечнозелёное дерево елка всегда обладала магической притягательностью как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими. Традиции украшения ёлки менялись в ходе европейской истории и сегодня представляют интерес как своего рода памятник культуры, как отражение нашего прошлого.

Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. Дерево считалось у древних народов Европы символом жизни и нередко украшалось фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А, например, римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса.


Альбрехт Дюрер, Адам и Ева

Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями. Кроме того, популярности «рождественского дерева» у христиан способствовали средневековые рождественские мистерии, одна из которых была посвящена истории об Адаме и Еве, и для изображения райского дерева, как правило, использовали украшенную красными яблоками ель.


Легенда о святом Бонифации и рождественской ели

По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился именно в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) — английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора (по другой версии — Одина). Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство.


Святой Бонифаций

Эта легенда имеет следующее продолжение: на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (на самом деле эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует собой конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.

По другой версии, с помощью хвойных деревьев, кроны которых имеют треугольную форму, св. Бонифаций пытался донести до язычников идею Троицы.

Рождественская ель XVI века: христианская символика
Для празднования Рождества в XVI веке европейцы стали всё чаще использовать вместо веток — распространенных, как уже было сказано, в языческой традиции — целые молодые деревья. Причем наиболее подходящими для этой цели были сразу же признаны именно хвойные деревья, поскольку они даже в начале зимы остаются зелёными и служат воплощением надежды на новую жизнь, на обновление природы.



Наиболее ранние документальные свидетельства, сохранившиеся в гуманистической библиотеке Селесты, рассказывают о том, что для украшения рождественских деревьев — которые именовались старонемецким словом Meyen — в тот период использовались яблоки. Эти ароматные и хрустящие красные яблоки по сей день известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.

Селеста — родина рождественской ёлки?

Украшение ёлок на тот момент носило чаще всего официальный характер, поскольку эти деревья в основном устанавливали на площадях перед храмами, а также перед ратушей и зданиями цехов. Наряд зелёной красавицы состоял из двух символических элементов: во-первых, собственно яблок, которые напоминали о первородном грехе Адама и Евы, а во-вторых, гостий, или облаток (oublie), которые служили указанием на искупление грехов через жертву Иисуса Христа. В лицейской капелле эльзасского города Агено (Хагенау) (Haguenau) сохранилась фреска XV века, в которой эта символика находит визуальное воплощение в виде дерева, крона которого четко поделена по вертикали на две зоны: с одной стороны на ёлке висят яблоки, а с другой — облатки.


Бенжамин Зикс, рождественская гравюра 1826 года

После того как рождественские елки начали появляться в обычных домах, дерево сначала было принято подвешивать к потолочной балке, как ранее делали с «языческими» ветками. Через некоторое время ель стали помещать в небольшую кадку, наполненную песком и гравием.

Какие рождественские украшения были наиболее распространены в тот период, помимо, разумеется, вышеупомянутых яблок и облаток? С начала XVI века известно елочное украшение под названием Zischgold, которое изготавливалось из тонких металлических пластин или позолоченных полосок, что придавало праздничному убранству елки еще больше блеска.

Еще одним сходным видом елочных украшений является lametta — канитель, или «дождик», который во Франции принято именовать «волосами ангела» (cheveux d’ange). По некоторым сведениям, уже в XV веке лионские мастера изготавливали эти блестящие рождественские украшения.

Posts from This Journal by “рождество” Tag

  • рождество на носу

    скорее всего мы никогда не узнаем правды про взрыв в Магнитогорске. не знаю - хорошо это или плохо...но это так. нашей власти с недостатком…

  • карп по-польски. карп по-рыцарски и рецепт 1910 года

    Karp Wigilijny po rycersku (Рождественский карп по-рыцарски) Składniki: (состав) 1 sprawiony i pokrojony na dzwonka karp (один очищенный и…

  • печенье с предсказаниями

    https://instagram.com/p/BdYLCjYlmQu баловалась все рождественские каникулы с печеньем с предсказаниями и призадумалась - как приготовить печенье с…

  • может и так...

    кто знает... Вифлеемская звезда, согласно библейской традиции ознаменовавшая рождение Иисуса Христа, на протяжении многих веков остается одной из…

  • светлого праздника

    Родила тебя в пустыне я не зря. Потому что нет в помине в ней царя. В ней искать тебя напрасно. В ней зимой стужи больше, чем пространства в ней…

  • всем обнимашки

    Светик, belkino, смотри какая кошечка теперь в подружках у твоего заиньки! за игрушками-друзьями ходить к belkino очень…

  • черно-белое дорожное Рождество

    young travellers at London's Waterloo Station in December 1928, leaving for Christmas in the country милые/сердечные/ностальгические кадры…

  • крещенский сочельник.

    Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. История празднования Крещенского сочельника Богоявление и…

  • привидения старого города.

    Венеция. 31.01.2015-06.01.2016 источник